Судно ходит или плавает

Судно ходит или плавает

Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос, и рассмотреть стоит каждую из них.

Предрассудки? А только ли они?

Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.

Бревно плывет

Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира. Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.

Также моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.

Тунец плывет

Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.
Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.

Ход винта и ход корабля

История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может пройти за один полный оборот винта. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход. Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.

Как правильно: ходит или плавает?

Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.

Читайте также:  Соединение двух ячеек в excel

В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.

Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.

Ежели задать моряку (неважно — настоящему или бывшему) вопрос «а далеко ли твой корабль плавал?» — существует немалая вероятность того, что ответ будет следующим: «плавает г…, корабли — ходят!» (Другой вариант: «на каких судах ты плавал?» — «плавает г…, на судах — ходят!», или «… моряки ходят!»)

Так вот, те моряки, что чуток культурнее — обычно самое неприличное слово в сей фразе заменяют словосочетанием «муха в варенье». А от по-настоящему культурных моряков данную поговорку вообще вряд ли когда услышишь (но бывают ли такие?).

Изначально она, судя по всему — была придумана «старыми» матросами — с целью понтануться перед вновь прибывшими «душарами». На сушу просочилась, ясное дело — через уволенных в запас… А там уже стала распространяться как зараза — благодаря стабильному правилу «один дурак ляпнул — остальные подхватили».

Ну да ладно, чёрт с ним. Мореману виднее — что у него там в море плавает, а что — ходит. Но, весьма забавно то, что нынче не «плавают», а ХОДЯТ надувные резиновые лодки, байдарки, катамараны, плоты и прочие озёрно-речные корытца (к морю, кстати, не имеющие никакого отношения) вместе с их «капитанами» и плавсоставом (которые могли вообще в армии не служить, не говоря уже про флот). Никому из вышеуказанных лиц, видимо, не хочется ненароком оказаться тем самым отбросом жизнедеятельности, фигурирующим в морской поговорке.

Очевидно, что вся эта подмена понятий также делается с целью потешить своё самолюбие. Дескать — вон я какой бывалый, фактически — мореход. Правда, львиная доля таких «мореходов» море видала разве что с берега, или в лучшем случае — из пассажирского окна прогулочного катера. Посему, со стороны всё это «морехождение» выглядит как детский сад и банальное обезьянство, а с научной (психиатрической, ясное дело) точки зрения — как проявление некого комплекса неполноценности.

А вот согласно словарю русского языка — слово «плавать» по отношению к морякам и их кораблям (а стало быть — вообще к любым судам и плавсредствам) гораздо более применительно по смыслу и «литературности», нежели «ходить», коему отведено лишь профессионально-разговорное (именно морское!) применение.

Читайте также:  Что будет если поставить предохранитель большей мощности

Но и это ещё не всё. Оказывается — сам великий и могучий русский язык поставил здесь кому следует хорошую подножку. Из того же словаря выясняется, что в медицинском разговорном — слово «ходить» кроме своего основного значения так же подразумевает и (кхе-кхе) собственно биомеханический процесс, в результате которого появляется на свет субстанция, что в той крылатой фразе плавает.

У «плавать» и «ходить» существуют слова-синонимы, имеющие от них некоторое смысловое отличие. Это — «плыть» и «идти». Согласно словарю — «плавать» и «ходить» означают неоднократное перемещение без определённого направления (под «плавать», кстати, также не только перемещение понимается, но и просто нахождение в воде), а «плыть» и «идти» — однократное перемещение в определённом направлении.

Что забавно — и эти два слова вовлекли в тот же дурдом, что и «плавать» с «ходить», хотя в любимой мореманской поговорке они даже не используются. Более того — неприятная субстанция, упомянутая в ней, сама по себе — без приложения внешней силы — плыть физически неспособна. Но объясни это неграмотному люду. Остаётся лишь с иронией ответить — «ну стало быть я — г…!», и продолжать грести вёслами.

Как говорят моряки, "корабли ходят, а плавает — . " (ну, понятно, что))). А почему корабли именно ходят? И будет ли безграмотностью сказать, что они все-таки плавают?
Заранее спасибо

6 ответов 6

Утверждение, что корабли ходят, а не плавают, не носят обязательного характера. Это такой "стебный" профессионализм. Вот, кстати, путать суда и корабли нежелательно. Корабли бывают парусные и военные, все остальное — суда. Эта терминология выходит за рамки чисто профессиональной.

Что же касается "ходить" — "плавать", то тут логично вспомнить правила использования т. н. глаголов движения.

Плавать — держаться на воде, плыть — передвигаться в выбранном направлении. Ходить же помимо того еще и систематически выполнять рейсы в каком-то направлении или определенного назначения. У "плавать" тоже есть подобное значение, но оно очень редкое и не "на слуху", значительно уступает вышеприведенному. Поэтому для определения регулярного движения логично использовать именно "ходить". В значении же разового перемещения "плыть" и "идти" в общем-то равноправны. Но упомянутый "стебный жаргон" требует и тут употребления идти (в прошедшем времени — шел, шли).
Для обозначения всякого другого движения у моряков есть ещё термины, например "дрейфовать" — в отношении не полностью управляемого или стихийного движения.

Судно идет, потому что это управляемое движение в определенном направлении.Моряки используют традиционные морские термины чужих языков. Например, в английском языке "to go to sea" имеет значения "выйти в море" и "стать моряком", потому моряки и выходят в море, а не выплывают.

У корабля ХОД — движение в каком-то направлении (полный ход, задний ход) — это тоже термин. Кстати, у часов тоже ход, они тоже ходят, хотя ходит там только стрелка, и то по кругу.

В русском языке

ПЛЫТЬ 1. — передвигаться по поверхности воды. Лодка плывёт, человек плывёт, бумажный кораблик плывёт. Это бытовой глагол, не профессионализм.

Плыть 2. — ехать на судне или на ином плавучем средстве. Отдыхающие плывут на пароходе.

Читайте также:  Что такое время отклика на мониторе

Плавать — уметь держаться на воде, не тонуть. Поэтому для моряков оскорбительно слышать, что они плавают, корабль не просто держится на воде, он идёт к цели.

Но можно плавать — находиться в плавании: Он плавал матросом на пароходе. Это допустимо и верно. Плавать и плыть различаются по значению. Плыть-в каком-то направлении, плавать — по Ожегову — действие не в одном направлении, не в одно время, не за один приём. Так что плавать матросом можно, а плыть нельзя. Плыть можно пассажиром: "Однажды морем я плыла".

Вообще по правилам русского языка судно "плавает".

Сугубо по профессиональному жаргону моряков — судно "ходит".

Но и по официальному морскому языку (не жаргонному) суда тоже "плавают". Отсюда официальные выражения и термины: "капитан дальнего плавания", "плавсостав" и т. д.

Как говорят моряки? Ходить или плавать? Принято считать, что настоящий моряк говорит только ХОДИТЬ, но на самом деле бывает по разному.

Смешит, когда человек, видавший море только в кино, начинает учить РЕАЛЬНОГО моряка, отдавшего морю пол жизни, как ему правильно говорить. Причем такой персонаж в своей правоте абсолютно уверен — ведь это ему гугл сказал!

Впрочем, мне понятно почему так происходит.

Просто в литературе и на экранах специально злоупотребляют жаргоном что бы показать что вот это — моряк, в вот это — сухопутная крыса. Вот оттуда и пошли эти стереотипы. Но в реальной жизни, на судах, моряки разговаривают как привыкли и чаще всего вообще не используют жаргон. Причем, чем более опытный моряк, тем меньше он рисуется своей работой. Его море уже достало по самое немогу и лишний раз, используя жаргон, привлекать внимание к своей персоне, ему не надо. Зато сделавшие один — два рейса матрос жаргоном на берегу только и разговаривает — Надо же всем показать какой он "бывалый". Профессиональный жаргон не используют в быту, на то он и профессиональный!

Это только в кино и анекдотах моряк дома говорит "компАс" вместо "кОмпас", "палуба" вместо "пол", "камбуз" вместо "кухня", "гальюн" вместо "туалет" и прочие морские термины применительно к туристическому компасу или частям собственной квартиры. На самом деле это признак околоморского ушлепства. Всему должно быть свое место и назначение.

Вот скажите мне кто на судне самый грамотный и бывалый моряк? Капитан, старший механик и старпом!

По должностным обязанностям им приходится каждый день писать х. ву кучу разных документов. Писать приходится на официальном, бюрократическом языке. Приходится постоянно общается с властями и официальными представителями всевозможных проверяющих организаций. Не так сказанное слово может иметь очень большие и неприятные последствия. Тут жаргону не место.

Это как блатная феня. Её можно рисанутся в компании гопников во дворе, но не на заседании суда.

Проще вообще его не употреблять. Вот и не употребляют. И это входит в привычку. Вот матросу на палубе пофиг как и что говорить, от его слов ничего не зависит. Так и набирают их частенько из бывших парикмахеров и таксистов на пару рейсов. Вот они то и являются наилучшими "носителями морских традиций", "блюстителями стародавних обычаев" и "хранителями морского сленга".

Вместо знаний и реального морского опыта в головах только микс из пары фильмов и нескольких прочитанных детских книжек про пиратов..

Ссылка на основную публикацию
Стиральная машина самсунг горит красный замок
Любая стиральная машина в независимости от марки производителя иногда выходит из строя. Довольно частым признаком неисправности, является мигание индикатора замка....
Справка по форматированию steam
С помощью этих тегов разметки можно форматировать текст ваших сообщений, примерно как в HTML. Маркированный список Маркированный список Маркированный список...
Справочные материалы база данных
АРМ предназначено для комплексной автоматизации операций, связанных с первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с...
Стиральная машинка lg не выжимает
Покупка стиральной машинки – знаменательное событие для любой хозяйки. Незаменимая помощница позволяет женщинам экономить личное время, не тратя его на...
Adblock detector