Соотношение сторон экрана что это

Соотношение сторон экрана что это

Андрей Подкин

При обсуждении экранов смартфонов с различным соотношением сторон часто возникает аргумент, что на экранах 18:9 удобнее смотреть фильмы. Так ли это, попробуем разобраться.

Что такое удобство?

Независимо от размера экрана хочется, чтобы картинка занимала на нем максимальную площадь. Либо, если рассматривается вопрос растягивания на весь экран с обрезанием части изображения (из-за несоответствия пропорций), хочется, чтобы было обрезано как можно меньше. Поэтому давайте попробуем рассмотреть на конкретных примерах, какую площадь занимает изображение на разных смартфонах и всегда ли помогает увеличение диагонали, если оно обусловлено изменением соотношения сторон экрана.

Подопытные аппараты

Возьмем три аппарата, разница в диагонали которых обусловлена не простым увеличением, а изменением соотношения сторон:

  1. Huawei P20 lite. 5,84″ при разрешении 1080 на 2280 точек, плотность пикселей, согласно утилите «Screen info», составляет 435х432 dpi. Физический размер экрана (не учитывая вырез и скругления) — 63х134 мм.
  2. Samsung Galaxy S7. 5,1″ при разрешении 1440 на 2560 точек, плотность пикселей 581х575 dpi. Либо 1080 на 1920 точек, 435х432 dpi. Физический размер экрана — 63х113 мм.
  3. Blackberry KEY2. 4,5″ при разрешении 1080 на 1620 точек, плотность пикселей 434 dpi. К сожалению, у меня нет на руках данного аппарата, поэтому расчеты будут чисто математическими, а скриншоты сделаны на эмуляторе. Размер экрана — 63х95 мм.

Старые телефильмы

Как известно, разные соотношения сторон бывают не только у аппаратов, но и у видеоконтента. Рассмотрим самые популярные варианты. И начнем со старых телефильмов, имевших соотношение сторон 4:3.

Поскольку высота (в ландшафтном режиме) экрана всех аппаратов одинакова, то и размер картинки будет одинаковым — 84х63 мм. Как видим, в данном случае большая диагональ не дает никакого преимущества, мы только получаем черные рамки по бокам большего размера.

Сериалы

Подавляющее большинство сериалов выпускаются в формате 16:9. А значит, именно он будет наиболее оптимальным для просмотра. Поэтому из тестовых аппаратов в данном случае идеально выглядит Galaxy S7 — картинка на нем показывается в размере 113х63 мм.

На Huawei P20 lite получаем картинку точно такого же размера, но по бокам все так же остаются черные полоски.

А Blackberry KEY2 уже не так хорош. «Узкий» экран приводит к тому, что картинка имеет размер 95х53 мм и черные полоски появляются уже не по бокам, а сверху и снизу.

Полнометражные фильмы

Современные полнометражные фильмы имеют соотношение сторон кадра 2,35:1 или даже более широкое. Поэтому в данном случае чем шире экран, тем комфортнее должен быть просмотр.

Для примера я взял официальный трейлер к фильму «28 панфиловцев». Он имеет соотношение сторон 2,39:1.

На Blackberry KEY2 в данном случае ожидаемо получаем самую маленькую картинку. «Узкий» экран дает только 95х40 мм.

Galaxy S7 ожидаемо дает небольшие черные полоски сверху и снизу и картинку в размере 113х47 мм.

Huawei P20 lite, казалось бы, должен показать себя здесь идеально, но в дело вступает «монобровь». Полноэкранный режим работает с обрезанием части экрана (той, где и находится «монбровь»). В итоге получаем картинку размера 124х54 мм. Это все-таки немного больше, чем на Galaxy S7.

Выводы

Итак, есть ли польза от широких экранов современных смартфонов при просмотре видео? Да, но только если речь идет о полнометражных фильмах. Для сериалов никакой разницы нет, скорее наоборот — черные полоски по бокам могут раздражать. А для старых телефильмов ситуация еще более усугубится. Кроме того, при выборе современного смартфона для просмотра фильмов стоит обращать внимание на наличие выреза в экране.

Автор: mozin · Октябрь 11, 2015

Aspect ratio. Соотношение сторон экрана (aspect ratio) — это отношение ширины кадра к высоте.

Леттербо́ксинг (англ. Letterbox) — технология показа широкоэкранных кинофильмов по телевидению стандартной четкости с сохранением исходного соотношения сторон изображения. При такой технологии кинокадр занимает не всю площадь телеизображения, а сверху и снизу передаются черные каше, заполняющие остальной экран[1]. Термин «леттербоксинг» происходит от английского выражения «почтовый ящик» (англ. letter box), отражая конечный вид изображения, напоминающего узкую длинную щель для доставки корреспонденции.

Конечно еще сами форматы HD, Ultra HD, 4k, 8k.


4K TV FORMATS HD & SD FORMATS

Quad HD 3840×2160 HD 1920×1080
Full 4K 4096×2160 HD 1280×720
SD 640×480

Ultra HD 4K 3840 × 2160 16:9 (1,78:1)

4K CINEMA FORMATS
MP
Academy Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

Standard 3626×2664 1.37:1 9.7
Flat 3996×2160 1.85:1 8.6

MP
Anamorphic Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

Scope 4096X1714 2.39:1 7.0

2K CINEMA FORMATS
MP
Academy Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

Standard 1828×1332 1.37:1 2.4
Flat 1998×1080 1.85:1 2.2

MP
Anamorphic Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

Scope 2048×858 2.39:1 1.8

SDTV — Standard Definition TV — 480i

16. 704 x 480 16:9 30i Rect
17. 704 x 480 4:3 30i** Rect
18. 640 x 480 4:3 30i Square

** most popular formats

DVD — DV/MiniDV
720 x 480 x 30 fps (NTSC)
720 x 576 x 25 fps (PAL/SECAM)
Only 704 of the 720
horizontal pixels are visible.

Читайте также:  Как скрыть навигационную панель

D1 Broadcast Format
720 x 486 x 30 fps (NTSC)
720 x 576 x 25 fps (PAL/SECAM)

8K UHD (4320p)[2] имеет разрешение 7680×4320 (33,2 мегапикселя), которое превосходит предыдущий стандарт телевидения сверхвысокой четкости в 4 раза. В 2013 году скорость интернет каналов была пригодна для обеспечения нужд HDTV, поэтому развитие 8K UHD опирается на Спутниковое вещание для передачи данных.
10080 × 4320 (21:9) (43.5) мегапикселей
7680 × 4320 (16:9) (33.2) мегапикселей
8192 × 4320 (17:9) (35.3) мегапикселей
8192 × 5120 (16:10) (41.9) мегапикселей
8192 × 8192 (1:1) (67.1) мегапикселей

С 1895 года кадр киноплёнки большинства кинематографических систем имел размеры 18×24 мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 25 мм. В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. В телевидении стандартной чёткости применяется такое же соотношение сторон экрана, обозначаемое 4:3. На сегодняшний день 4:3 — стандартное соотношение для алгоритма сжатия MPEG-2.

В начале 2000-х, формат 4:3 начал исчезать с экранов телевизоров. Его постепенно вытесняют анаморфированное изображение цифрового телевидения стандартной чёткости и телевидение высокой чёткости с соотношением сторон кадра 16:9. Однако, часть компьютерных мониторов до сих пор выпускается с соотношением сторон экрана 4:3. Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съемке с кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому, конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры имеет другое соотношение сторон кадра.

Современные цифровые фотоаппараты компактного класса обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим свое происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения.

1,375:1

С появлением звука в кинематографе соотношение слегка увеличилось, поскольку теперь на плёнке записывалась и оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1) [2] обычного формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на пленке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932 году Американской академией киноискусства. Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950-х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать свое место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с чёрно-белым телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

Формат IMAX использует широкую кинопленку 70-мм с продольным расположением кадра.

1,5:1 (3:2)

Соотношение сторон кадра кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision ), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX. Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению почти точно соответствует фотографическому негативу, снятому на малоформатной фотопленке (тип-135). Такой кадр размером 24х36 мм существует почти сто лет без каких-либо изменений. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такой формат кадра и матрицы.

1,56:1 (14:9)

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания контента в разных форматах [3] . При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015 года [4] . 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей) и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания) [5] . В кинематографе такое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК [6] . Получаемое на кинопленке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению.

Читайте также:  Фоллаут 4 как быстро прокачать отношения

1,6:1 (16:10)

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков. В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10.

1,66:1; 1,85:1 (Flat)

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures» ) первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран [7] . Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953 года, обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае того же года кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal ) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта [8] . В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1. В современном цифровом кинематографе и на оптических видеодисках последний стандарт стал одним из двух основных — Flat.

1,78:1 (16:9)

Широкий формат видеоизображения, используется в Телевидении высокой четкости (HDTV) и при цифровом вещании ряда телекомпаний телевидения стандартной четкости. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и в компьютерных мониторах. Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации.

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики. Первой из таких систем стала американская «Тодд-АО», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1 [9] . В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

В 1953 году, кинокомпанией «XX век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope» ), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35-мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями [10] . Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri».

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

2,39:1; 2,4:1 (Scope)

В 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1. Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года, когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 [11] . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в 1962 г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1 [12] .

Читайте также:  Клавиша del на mac

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

См. также

Примечания

  1. типы и форматы плёнки. Стр. 36
  2. Коноплёв, 1975, с. 28
  3. Области безопасности программ с широкоэкранным 16:9 и стандартным 4:3 форматами изображения (рус.) . РЕКОМЕНДАЦИЯ МСЭ-R BT.1379-2. ITU. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.Проверено 2 декабря 2012.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
  5. Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал
  6. Коноплёв, 1975, с. 32
  7. Гордийчук, 1979, с. 14
  8. Коноплёв, 1975, с. 30
  9. Коноплёв, 1975, с. 33
  10. Гордийчук, 1979, с. 15
  11. Гордийчук, 1979, с. 41
  12. гордийчук, 1979, с. 32

Литература

  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М .: Искусство, 1975. — С. 32. — 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. «Искусство», 1979. — С. 7-67. — 440 с.

Ссылки

Форматы кинематографа
Форматы плёнки 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм
Киноформаты
16 mm Super-16 (1971) • Ultra-16 •
16 mm × N Circarama (1955)
35 mm Обычный (1932) • CinemaScope (1953) • Кашетированный (1953) • VistaVision (1954) • Superscope (1954)
Technirama (1956) • Широкоэкранный (1957) • Techniscope (1963) • УФК (1967) • Super 35 (1982)
70 mm Todd-AO (1955) • Широкоформатный (1956) • Ultra Panavision 70 (1957) • Стерео-70 (1965) • IMAX (1970)
35 mm × 3 Cinerama (1952) • Кинопанорама (1957) • Cinemiracle (1958)
70 mm × 3 Super Cinerama (1963)
35 mm × N Circle-Vision 360° (1967) • Круговая кинопанорама (1959)
Стандарты соотношения сторон экрана 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 Способы согласования форматов Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Соотношение сторон экрана" в других словарях:

Разрешение экрана — Разрешение описывает, насколько детальным является данное изображение или процесс его создания. Термин обычно применяется к изображениям в цифровой форме, хотя его можно применить, например, для описания уровня грануляции фотопленки, фотобумаги… … Википедия

Формат кинематографа — Формат кинематографа совокупность технических характеристик, заложенных в оборудование для производства и демонстрации кинофильма, определяющие тип применяемого носителя, соотношение сторон изображения на экране и его фотографическое… … Википедия

Видео — (от лат. video смотрю, вижу) электронная технология формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения сигналов изображения, основанная на принципах телевидения, а также аудиовизуальное произведение, записанное … Википедия

Цифровое анаморфирование — Размеры разных частей кадра 576i в прямоугольных пикселях при передаче с цифровым анаморфированием. В центре показаны размеры изображения 4:3 и 14:9 без обрезки Цифровое анаморфирование технология видеозаписи или телетрансляции ш … Википедия

Разрешение (компьютерная графика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Разрешение. Разрешение величина, определяющая количество точек (элементов растрового изображения) на единицу площади (или единицу длины). Термин обычно применяется к изображениям в цифровой… … Википедия

Анаморфированный киноформат — Анаморфированный киноформат, анаморфированный формат разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих при съёмке и проекции кинофильма оптическое анаморфирование изображения. Анаморфированный формат для изготовления… … Википедия

Video — Видео (от лат. video смотрю, вижу) под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео» то обычно имеют … Википедия

Видеозапись — Видео (от лат. video смотрю, вижу) под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео» то обычно имеют … Википедия

Построчная развертка — Видео (от лат. video смотрю, вижу) под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео» то обычно имеют … Википедия

CinemaScope — Синемаскоп (англ. CinemaScope) широкоэкранная анаморфированная кинематографическая система, основанная на использовании стандартной 35 мм киноплёнки. Система использовала одноимённые анаморфотные объективы для съёмки и проекции изображения… … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Совместимость ssd с ноутбуками
Вопрос совместимости Многие пользователи интересуются совместимостью материнской платы и SSD, который они купили или хотят купить. Опыт показывает, что не...
Скрыть не интересуюсь уже купил спам мешает
"Яндекс" запустил опцию "Скрыть объявление" на сайтах входящих в Рекламную сеть Яндекса. Опция позволяет отключить показ рекламных объявлений, которые в...
Слабо работает интернет что делать
Как настроить роутер, как настроить модем, как настроить оптический терминал. Настройка роутера по http://192.168.1.1 или http://192.168.0.1 Что делать если медленно...
Совместимость ремешков apple watch
Здесь приводятся общие инструкции, которые помогут Вам снять, поменять и застегнуть ремешок. В случае смены ремешка убедитесь, что размеры используемого...
Adblock detector