Шахматы пешка дошла до конца доски

Шахматы пешка дошла до конца доски

Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой.

Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур еще сильнее, чем кони от ферзей, ладей и слонов.

Ходят они только вперед по одному шагу за один ход. Ни назад, ни вбок, ни наискось пойти она не может. Но из своего начального положения любая пешка может пойти вперед по вертикали на одно поле или сразу на два.

Чаще всего в начале игры пешки прыгают на два поля вперед, как кенгуру, а реже ходят на одно поле, как черепахи.

Прыгнуть на оба поля каждая пешка может только один раз и только из своего начального положения. Если какая-либо пешка пошла на одно поле, то в дальнейшем прыгнуть на два поля она уже не сможет.

У пешек есть еще одна особенность: они не умеют бить врагов на том поле, куда могли бы пойти, если бы оно было свободно. Столкнувшись с препятствием на своем пути, пешка не в состоянии ни пройти сквозь него, ни обойти его сбоку.

Пешка – самая слабая из всего шахматного войска, поэтому она считается за единицу измерения силы фигур.

Но изобретатели игры придумали замечательное правило, заставляющее игроков дорожить своими пешками и всегда стремиться продвигать их вперед.

Это правило, делающее самую слабую фигуру такой привлекательной, — ее способность перевоплощаться. Как в сказке о Золушке.

Стоит пешке дойти до конца доски — до той горизонтали, где вначале стояли фигуры противника, и она по своему желанию может превратиться в коня, слона, ладью или даже ферзя. Нельзя превращаться только в короля.

Это понятно: король — единственная и неповторимая личность, ради пленения которой идет вся игра. Чаще всего (почти всегда!) пешка превращается в самую сильную фигуру, становясь ферзем. А поле, на котором это происходит, называется полем превращения.

Интересное видео по теме

Белая пешка, достигшая восьмой горизонтали, а черная – первой, могут превратиться в любую фигуру своего цвета, за исключением короля: ферзя, ладью, слона, коня. Теоретически пешка может остаться пешкой, но практический смысл в этом вряд ли есть. Присутствие уже имеющихся фигур на доске не имеет значения. После превращения пешек на доске может появиться несколько ферзей, более двух ладей, коней или слонов.

Превращение пешки выполняют так: пешку двигают на поле превращения, снимают с доски, ставят на ее место выбранную фигуру. Превращение пешки в фигуру – один ход. На шахматной доске все ходы, включая операции по превращению пешки, делают одной рукой. Появившаяся на доске новая фигура может начинать двигаться только при очередном ходе.

Ход белых. После 1. f8 белые могут превратить пешку в любую фигуру. Поставив ферзя или ладью, белые выигрывают, коня или слона – проигрывают партию.

Ферзь – самая сильная фигура. Практически во всех случаях пешку превращают в ферзя. В редких ситуациях имеет смысл ставить вместо ферзя другую фигуру на поле.

Ход белых. 1. f8Ф.

Превращение пешки в ферзя приводит к пату, в итоге – ничья.

Единственный ход, приводящий к победе 1. f8Л. Превращение пешки в коня или слона приводит к ничьей из-за недостаточности материала для мата.

Читайте также:  Ошибка adsi невозможно записать httpd conf

Превратив пешку в ферзя 1. f8Ф, белые проигрываю после 1. … Кf6+. К победе приводит единственный вариант 1. f8КХ. Черным мат.

У белых есть несколько продолжений.

Белые забирают коня противника и ставят ферзя: 1. gfФ+. Вариант невыгодный, так как ферзя на f8 черные бьют ферзем или королем.

Ход пешкой с превращением ее в ферзя: 1. g8Ф. Вариант проигрышный для белых после 1. … Ф:h4X. Белым мат.

Третий вариант, которым белые не только уходят от поражения, но и добиваются победы: 1. g8К+. Двойной удар – конь одновременно нападает на черного короля и черного ферзя. Черный король вынужден сделать ответный ход. Белый конь забирает черного ферзя, и выигрыш белых обеспечен.

Превращение пешки в ладью, коня или слона часто используют в шахматных задачах.

Задача-двухходовка. 1. ghФ превращение пешки в ферзя приводит к ничьей из-за пата. Правильно 1. ghЛ Крa1 2. Лh1Х.

Превращение пешки в ферзя использовано в этюде А. Гурвича, 1926 год.

1. Кf2+ Крh4 2. Кс6 а2 3. Кd4 a1Ф, черные успели провести ферзя, но 4. Кf5Х. Черным мат.

Интересная позиция возникла в партии Шилов – Аронян на турнире в в испанском городе Линарес в 2008 году.

Ход белых. Нельзя играть 59. f8Ф, после 59. … Сc6 белые получают мат. Правильно 59. f8К+. Белые выигрывают темп и остаются с лишней фигурой за 2 пешки.

Превращения пешки в слона или ладью на практике встречаются редко. Позиция из партии В. Баклан – Фам Минь в Каппель-ля-Гранд в 2004 году.

Черные из нескольких возможных вариантов победы выбирают самый эффектный. 49. … c1С. Пешка превращается в слона. (Если поставить ферзя 49. … c1Ф, белые форсировано получают пат: 50. Л:g7+ Кр:g7 51. Фg5+ Фс: g5 или 51. … Фf:g5, ничья. Превращение пешки в ладью приводит к тому же результату). В партии последовало: 50. Ф:c1 Фе5+ 51. Крg1 Фg3+ 52. Крf1 Сd3+, и белые сдались.

Задача-шутка.

В теоретически ничейной позиции белые начинают и проводят ферзя. 1. Крg3 Крg7 2. Крg4 Крh6 3. h5 Крg7 4. Крg5 Крh7 5. Сc2+ Крg7 6. h6+ Крg8 7. h7+ Крh8 9. h8Ф+.

Белые выполнили условие задачи и провели ферзя, но, естественно, черные забирают его королем: 9. … Кр:h8 и ничья.

Ранние шахматные кодексы правило превращения пешки, дошедшей до последней горизонтали, определяли нечетко. Вместо пешки можно было ставить любую фигуру, в том числе фигуру противника.

Мат в 2 хода, задача Л. Куббеля, 1941 г. На диаграмме черный король находится в положении пата. Для выполнения условия задачи, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую черную фигуру.

1. е8чКр (белые ставят черного короля).

У черных появляется новая фигура король и возможность выполнить ход: 1. …Kpd8 2. Фd7Х.

Ферзь белых дает одновременный мат обоим черным королям.

Из жизни шахматистов

Два любителя играют в шахматном клубе легкую партию. Играющий белыми разбит вдребезги: имеет только короля и пешку против короля, слона, коня и двух черных пешек, одна из которых пришла на g2, но, как принято у слабых игроков, не сдавался. Наконец черные сыграли g1Ф, но ошибочно поставили не черного, а белого ферзя. Игравший белыми моментально схватил этого ферзя, сделал им ход и предложил черным сдаться.

Читайте также:  Системный блок назначение устройства

Игравший черными возмутился: «Не могу же я делать из моей черной пешки белую фигуру?!»

– Почему же? – ответил партнер. – В учебнике Бильгера сказано, что можно делать любую фигуру, кроме короля, а про цвет там ничего не сказано. Со скандалом черные признали свое поражение.

Юмор в шахматах

Ученик: «Можно ли превратить пешку в ферзя, если она не дошла до конца?»
Тренер: «Нет, это невозможно».
Ученик: «А мой дедушка превратил пешку в ферзя, которая еще не дошла до конца, сказав, что пенсионерам можно!»

Отличие шахмат от жизни.
– Может ли пешка стать королем?
– Нет.
– А президентом?
– Легко!

Автор: Дядя Валера

Добрый вам день, дорогой друг!

В любой игре есть моменты, которые ее украшают и надолго запоминаются. Даже зрителям, которые и правила зачастую знают только понаслышке. Превращение пешки – один из таких ярких моментов в шахматах. Когда и в какую фигуру превращается пешка ?

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Когда превращается пешка?

Правило очень простое его очень легко запомнить: Пешка может превратиться в другую фигуру, когда доходит до конца доски.

Иными словами, когда достигает последней горизонтали по ходу своего движения. Белая пешка – восьмой горизонтали, черная –первой.

Клетка, на которую ходит пешка, называется полем превращения.

На диаграмме поля е8 – поле превращения белой пешки, поле с1 — черной.

В какую фигуру можно превратить пешку?

Пешка, достигшая поля превращения, может превратиться в любую фигуру аналогичного цвета, кроме короля. По выбору играющего. В ферзя, ладью, слона или коня. Теоретически может и остаться пешкой, но практически невозможно представить, когда такой ход имеет смысл.

Наличие уже имеющихся фигур на доске значения не имеет. То есть после превращения на доске может быть, к примеру, два и более ферзя одного цвета (теоретически -9!), три ладьи и так далее.

Как превращать пешку?

На практике это делается так: Пешка продвигается на поле превращения, тут же снимается с доски. На ее место ставится выбранная фигура.

Выбор фигуры считается завершенным, если фигура, в которую превращается пешка, — коснулась поля превращения.

Замена пешки на фигуру делается немедленно, в этот же ход. Новая фигура активирует свои возможности также немедленно.

Пешка превращается в ферзя, который дает мат этим же ходом.

Запись хода превращения пешки делается следующим образом: 1.d7-d8ФХ

Все операции по превращению пешки рекомендую делать одной рукой . Впрочем, как и все остальное в шахматах. Сильные шахматисты никогда не машут обеими руками во время игры.

Какую фигуру предпочесть?

По статистике примерно в 97% случаев шахматисты пешку превращают в ферзя. Это легко объяснить: ферзь –самая сильная и ценная фигура.

Однако иногда возникают ситуации, когда целесообразнее превратить пешку в какую-либо другую фигуру.

Когда следует предпочесть не ферзя, а другую фигуру?

а) Угроза пата

Читайте также:  Чем открыть ogg на компьютере

Ферзь — фигура, которая бьет полей больше, чем любая другая. Чаще всего это есть хорошо. Но бывают исключения.

Посмотрите на диаграмму:

Превращение пешки в ферзя приведет к ничьей. После 1. с8Ф? — на доске пат. Полагаю вы знаете, что это такое: у черного короля не полей для хода и он не находится под боем.

Поэтому белые играют сильнее, превращая пешку в ладью!

У черного короля есть поле для хода — а6. После чего белые ставят мат ладьей на поле а8.

б) Свойства коня

Иногда во время превращения самое время вспомнить про эксклюзивные возможности такой фигуры, как конь. Один из характерных приемов мы рассматриваем в статье “вилка в шахматах”.

После 1. с7-c8Ф Кв8-с6 борьба продолжается с нарастающей силой.

Однако… креативность в шахматах никто не отменял:

Как видите, все оказалось проще гораздо.

Угроза сильнее исполнения

Есть довольно расхожее выражение: угроза сильнее ее исполнения.

Превращение пешки часто становится кульминационным моментом партии. Пешка, которая добралась до седьмой (второй) горизонтали, волей-неволей начинает привлекать внимание соперника и вызывать беспокойство. Еще бы – один ход и она станет ферзем!

В позиции на диаграмме черные зорко стерегут проходную пешку противника. Если отходит белая ладья, пешка (гордость позиции белых!) остается без защиты и будет побита черной ладьей.

Черные хотят сыграть Ке3-d5 и выиграть пешку с7.

Однако, опасное для черных положение пешки в шаге от превращения, белые могут использовать иначе. А именно активировать угрозу превращения пешки, одновременно ставя перед черными другую угрозу.

Перед черными сразу две угрозы:

  1. превращение белой пешки в ферзя.
  2. под боем белой ладьи оказывается черный конь.

Отразить обе угрозы черные не могут. Из двух зол придется просто отдать коня, забрав пешку с7. После чего у белых две лишние пешки и выигранная позиция.

Этот пример характеризует большой потенциал проходной пешки рядом с полем превращения.

Упражнение

Попробуйте решить задачку. Белые начинают и … выигрывают. Ответ чуть ниже, в конце статьи (не подглядывайте )

Красивые ходы бесспорно украшают шахматы. Однако красивый, «творческий» ход, — не всегда сильнейший. Дабы у вас не сложился чрезмерно «творческий» подход к вопросу превращения пешки, скажу следующее: В 97 случаев из 100 лучшим вариантом превращения является ферзь.

По умолчанию всегда планируйте превращение пешки в ферзя . Возьмите это за правило, чтобы не тратить много времени впустую. С опытом вы научитесь распознавать те редкие ситуации, когда пешку лучше превратить в другую фигуру.

Ответ на упражнение:

Казалось бы ничто не может помешать черным провести пешку в ферзи и выиграть.

Белые замечают, что у них тоже есть опасная проходная и используют ее потенциал.

1…. Крс6:d5 (иначе белые забирают решку d2) 2. d6-d7! и на 2… d2-d1Ф следует 3.d7-d8Ф+ !

Живописная картина. При полном материальном равенстве черные с чистой совестью могут сдаться. Они теряют ферзя.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector