Фото с объектива рыбий глаз

Фото с объектива рыбий глаз

22 июля 2016 г.

7 причин пользоваться объективом «рыбий глаз»

Фотограф из Амстердама Альберт Дрос поделился своими идеями по использованию фишай-объектива.

Многие профессиональные фотографы, которые снимают городские пейзажи категорически не хотят пользоваться фишай-объективами, считая их просто маркетинговым выкидышем. Часто можно слышать жалобы на «эти уродливые искажения».

Нужно признать, что с этими объективами не все так просто, но после использования Samyang 12mm f/2.8 мое отношение к подобном оптике стало изменятся в сторону большой любви. Есть очень много возможностей для использования этих объективов. И, самое главное, их очень весело использовать.

Присоедините «рыбий глаз» к камере и посмотрите в видоискатель. Вы найдете много интересных форм и необычных композиций, которые можно использовать, и которые скорее всего пропустили бы, используя обычную оптику. Этот объектив представляет массу возможностей для творчества. И это еще не все. Фишай может быть очень полезен для получения снимков, которые сделать иначе будет крайне трудно или даже невозможно с использованием обычных широкоугольных объективов. Подумайте о сумасшедших головокружительных снимках сделанных на высоких крышах или фотографиях, в которых искаженные линии придают смысл изображению.

Мой объектив «рыбий глаз» стал инструментом для многих интересных кадров, и теперь этот одна из любимых моих линз.

Поэтому я хочу перечислить несколько причин, почему вам нужен такой объектив. А если он у вас есть, вы сможете получить от него максимальную отдачу.

1. Искажение

Искажения могут раздражать. Но это не обязательно. Сделайте искажения фишайного объектива полезными. Найдите сцены, в которых эффект «рыбьего глаза» добавляет что-то новое. При правильном использовании такой объектив может оказаться предпочтительней обычного широкоугольного. Попробуйте использовать искаженные линии как способ привести зрителя в ваше изображение.

В этом классическом снимке Гонконга, слегка искаженные здания хорошо работают в сочетании с изогнутыми линиями дорог.

2. «Дефишизация»

Иногда объектив «рыбий глаз» можно использовать вместо экстремально широкоугольного объектива. Поместив линию горизонта по центру, можно сделать ее полностью прямой. С помощью программных инструментов остальную часть изогнутого изображения можно будет выпрямить, чтобы получить супер-широкоугольную фотографию.

3. Круглые формы

«Рыбий глаз» делает из прямых линий кривые. Если вы фотографируете таким объективом изначально круглые формы, то их искривления становится менее заметными. Попробуйте сделать снимки винтовых лестниц, круговых перекрестков или внутреннего пространства закругленных залов и тоннелей.

Этот головокружительный снимок отлично показывает возможности фишай-объектива при съемке скругленного здания, которое «огибает» кадр. Изогнутый горизонт завершает картину, создав полный круг.

4. Посмотрите вверх

С фишаем можно получить безумные линии, если снимать строго снизу вверх, или даже при частичном появлении земли в кадре.

В этом кадре «рыбий глаз» был использован, чтобы получить супер-широкий угол. Округлое здание справа помогает в этом кадре так сильно, что можно не заметить использование объектива «рыбий глаз».

5. Фишай отличное решение для бэк-стейджа

6. Можно использовать для портретов

Попробуйте сделать селфи с помощью фишай-объектива. Не размещайте основной объект слишком близко к краю кадра, чтобы не получить слишком много искажений. Думаю, результат должен быть интересным.

7. Креатив

В правильных руках объектив «рыбий глаз» поможет создать некоторые интересные кадры, которые были бы невозможно с обычной оптикой. Старайтесь использовать фишай в максимуме случаев и держите его, по возможности, на камере. Вы будете поражены как много интересного можно увидеть через камеру по сравнению с тем, что вы видите собственными глазами.

Этот кадр сделан в жилом комплексе с уровня средних этажей, а затем повернут на 90 градусов при обработке для получения необычной перспективы.

Использование фишайного объектива открывает целый мир возможностей. Проявите творческий подход!

Чтобы познакомится с другими работами Альберта Дроса можно посетить его сайт, фейсбук, твиттер, инстаграм и flickr.

На эту тему, вероятно, написать надо было уже давно — все же эмблемой моей страницы является слегка модифицированный глаз кальмара. Конечно, кальмар это не рыба, но все равно подводный житель. А тут ко мне в руки попали два оптических прибора, на которых, несмотря на славянское происхождение, было гордо выведено «Fish-eye» (в российском варианте) и «Fisheye» (без черточки — в белорусском). Ну, с их английским я с грехом пополам справился, и посему в дальнейшем речь пойдет о рыбьих глазах.

Человек, если будет рассматривать какой-нибудь объект, не перемещая зрачок, может охватить угол зрения не более 60 градусов. Отсюда следует, что не перемещая зрачка, можно рассматривать картину размером, приблизительно равным расстоянию до нее. Следовательно, если мы хотим охватить одним взглядом фотографию с расстояния наилучшего зрения 25 см, то она должна быть примерно формата А4. Исходя из этих соображений и проектируются нормальные объективы, используемые для большинства видов съемки. Они имеют фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра, и, соответственно, угол поля зрения 40–50 градусов. Если с подобным объективом мы попытаемся снимать сквозь поверхность воды или через плоское стекло бокса для подводной съемки, то угол поля зрения, по закону Снеллиуса, уменьшится с 50 градусов до 37. (По закону Снеллиуса, отношение синуса угла падающего света к синусу угла преломленного света равно относительному показателю преломления среды. Относительный показатель преломления воздух:вода равен 1,33.) Для того чтобы при подводной съемке поле зрения не становилось столь узким, были разработаны специальные объективы для подводной съемки, одним из блестящих представителей которых является Гидроруссар. Не знаю, под каким углом смотрят на мир рыбы и другие подводные жители, но если предположить, что видят они все те же 50 градусов, то, взглянув из-под воды на наш мир, они смогут охватить 68 градусов.

Сверхширокоугольными объективами называются объективы с углом поля зрения больше 83 градусов. Попытались сделать подобные объективы и для подводной съемки. Если эти объективы использовать в нашем воздушном мире, то их угол зрения увеличится с 83 до 123 градусов. Если же угол поля зрения объектива под водой приближается к 100 градусам, то, вынырнув на поверхность, он сможет зараз охватить почти полусферу, то есть 180 градусов. Конечно, если подобную фотографию рассматривать всю целиком, она будет выглядеть очень неестественно. Чтобы получить хоть сколько-нибудь близкое к реальному восприятие, нужно было бы рассматривать эту фотографию по частям. Однако любовь к острым ощущениям, в отличие от рыб, видимо, у нас в крови, и фотографам очень понравилось использовать именно такие объективы для съемки на воздухе. Полагаю, что рассматриваемые мной объективы — как «МС Зенитар-М» 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева», так и «МС Пеленг» 3,5/8А производства белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» — предназначены для сухопутного использования и как таковые и разрабатывались. Оба указанных объектива по паспорту позволяют при фотографировании на пленку с размером кадра 24×36 мм получить угол охвата 180 градусов. Но если Зенитар позволяет получить искомые 180 градусов только по диагонали кадра, то у Пеленга поле изображения меньше размера кадра, и он вписывает круглое изображение в кадр, в результате чего на пленке мы видим экспонированный круг диаметром 24 мм. Характерной особенностью оптической конструкции всех подобных объективов является линза менискообразной формы, с вогнутой поверхностью, направленной к объективу.
Оптическая схема объектива МС Зенитар-М

Рассматриваемые нами объективы предназначены для зеркальных камер. У подобных аппаратов нельзя приблизить объектив вплотную к пленке, поскольку между оправой объектива и пленкой должно оставаться место для зеркала. Оптическая схема получается существенно более сложной, чем классическая у Руссара, а задняя главная точка, от которой отсчитывается фокусное расстояние, расположена позади самой задней линзы объектива. Так, рабочий отрезок объективов при резьбовом присоединении резьбой М42 составляет 45,5 мм, а фокусное расстояние у Пеленга — 8 мм, а у Зенитара, соответственно, 16. Здесь следует отметить, что объективы «Рыбий глаз» имеют качественное отличие от сверхширокоугольников, и для них не сохраняется привычное соотношение между фокусным расстоянием и углом поля зрения. Так, аналогичный Зенитару объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye имеет угол поля зрения 180 градусов, а сверхширокоугольный объектив той же фирмы с фокусным расстоянием 14 мм (EF 14 mm f/2,8l USM) имеет диагональный угол поля зрения всего 114 градусов.

Читайте также:  Как включить радио на центре lg

Еще одной конструктивной особенностью подобных объективов является то, что фильтры располагаются не перед объективом, а за последней его линзой вместо специального компенсатора. Эти фильтры идут в комплекте с объективом и предназначены исключительно для черно-белой съемки: желто-зеленый ЖЗ-2х, желтый Ж-1,4х, красный К-8х для Зенитара и желто-зеленый ЖЗ-1,8x, оранжевый О-2,8x, ультрафиолетовый УФ-1х для Пеленга. Широкоугольные объективы отличаются существенными хроматическими аберрациями, и цветные фильтры позволяют несколько уменьшить их влияние.

Объективы, конечно, занимательные, и могут оказаться очень полезными многим фотографам, работающим с пленкой. Но в мои обзоры они попали потому, что, на мой взгляд, еще более значительную роль они способны сыграть в цифровой фотографии. В последнее время цифровые зеркальные аппараты со сменной оптикой из разряда недоступной экзотики с заоблачными ценами перешли в разряд пока еще очень дорогой, но все же уже довольно массовой продукции. Они построены на базе стандартных 35 мм камер и предназначены для использования соответствующей оптики. Наиболее известными являются аппараты Canon EOS D-30, EOS-1D, Nikon D1 и его модификации D 1X и D 1H, а также камера FujiFilm FinePix S1 Pro, построенная на базе пленочной камеры Nikon N 60, и уже давно известные по заоблачным ценам цифровые аппараты Kodak DCS, построенные на основе пленочных камер Canon и Nikon. Чтобы подсоединить наших героев к камерам Canon, можно воспользоваться переходником EOS-M42, который сейчас выпускают многие российские и зарубежные фирмы (Jolos, Поиск-Фото, hama). Именно этот вариант я и тестировал. Что касается подсоединения к Nikon, то объектив Зенитар выпускается как в исполнении с резьбой М42, так и с байонетом «F» Nikon. Объектив же Пеленг изначально комплектуется сменным хвостовиком с резьбой М42 и байонетом Nikon. Правда, судя по некоторым статьям в прессе, без дополнительной обработки напильником этот адаптер в Nikon не всунешь. Прилагаемую в комплекте специальную крышку мне на этот адаптер надеть не удалось.
Слева адаптеры Пеленг — Nikon F, справа М42 — Canon EOS

Революционность рассматриваемых объективов заключается в том, что поскольку площадь матрицы чувствительных элементов меньше площади стандартного кадра, в среднем, в полтора раза, то хотя широкоугольные объективы и можно было подсоединить к цифровым камерам, однако большого угла охвата получить не удавалось. И уж об угле в 180 градусов не приходилось и мечтать. Фирма Canon круговых объективов «Рыбий глаз» не выпускает, а выпускаемый ею вышеупомянутый объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye при размере матрицы EOS D-30 шириной в 22 мм даст угол охвата примерно в 110 градусов. С использованием же объектива Пеленг с камерой EOS D-30 мы получаем уже не круговой, а вполне стандартный объектив «Рыбий глаз» с углом охвата по диагонали 180 градусов. От круга останется только небольшое виньетирование углов кадра. Цены славянских объективов тоже вполне революционные: 140 у.е. за Пеленг и 90 у.е. за Зенитар против 820 за фирменный от Canon. В минусе — отсутствие автофокусировки и прыгающей диафрагмы. Точнее, у Зенитара прыгающая диафрагма есть, но воспользоваться ей можно, только вкрутив этот объектив в Зенит. Объектив Пеленг имеет механизм предварительной установки диафрагмы с двумя кольцами, аналогичный по конструкции старому Гелиосу 44 или объективу Мир1В. Что касается автоматической фокусировки, то для объективов этой конструкции это не самое важное, поскольку в большинстве случаев объектив достаточно раз и навсегда установить на бесконечность. Глубина резкости этих объективов такова, что при диафрагме 5,6 резким у Зенитара будет изображение от 1 м до бесконечности, а у Пеленга от 0,4 м до бесконечности. Даже если вы снимаете близко расположенные предметы, необходимую точность фокусировки легко получить по шкале расстояний. Фото

При создании нижеприведенных снимков использованы все доступные сегодня в цифровой фотографии способы получения кадров с большим углом охвата. Итак, есть две основные возможности:

1) использование афокальных насадок, уменьшающих фокусное расстояние, вместе с несменными объективами;
2) использование объективов «Рыбий глаз» для пленочных камер.

Снимки набережной сделаны с одной точки: Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм. Слева уменьшенное изображение всего кадра, справа фрагмент 1:1

Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм + на объектив установлена афокальная насадка фирмы hama х0,65. Наблюдается виньетирование углов, но это явление необязательное. Можно воспользоваться более дорогими насадками той же кратности, имеющими больший диаметр линз, или придвинуть эту насадку чуть ближе к объективу. В последнем случае есть одно «но». Вы не должны случайно задеть рычаг изменения фокусного расстояния, поскольку перемещаясь, объектив упрется в насадку, что может его повредить


Canon EOS D30 с объективом Зенитар


Canon EOS D30 с объективом Пеленг

Вторая серия снимков позволяет сравнить взгляд через «Рыбьи глаза» со штатным пленочным объективом Canon 28-80.

Как видите, если на снимок, сделанный Пеленгом, влезает все здание музыкального театра, Зенитаром — большая его часть, то при съемке, в общем-то, вполне широкоугольным для пленки объективом с фокусным расстоянием 28 мм мне пришлось повернуть аппарат на 90 градусов только для того, чтобы здание вошло в кадр по высоте.

Особенность конструкции объективов «Рыбий глаз» не позволяет использовать при съемке бленды. Поэтому важным фактором является то, как объектив справляется с источниками света в кадре. Как видно на приведенном снимке, с фонарями Пеленг справляется вполне достойно.

При поле зрения в 180 градусов в кадр могут попасть нежелательные объекты, например, рука фотографа, когда он держится за оправу объектива. В отличие от точечных источников света, рассеивающие светлые поверхности вблизи объектива дают существенный ореол на границе кадра и значительно ухудшают восприятие. В идеале объект съемки должен быть ярко освещен по центру, края же желательно поместить в тень. Подобное освещение легко осуществить в павильоне, при натурной же съемке это практически невозможно, да и диапазон яркостей в кадре превысит возможности как пленки, так и матрицы. Поэтому с самого начала надо решить, какие детали вы хотите проработать, а какими придется пренебречь. Нельзя объять необъятное.

Читайте также:  Как переустановить виндовс на новом биосе

Хотя подобная оптика и позволяет получать классические панорамные снимки, ее возможности в этом плане уступают как специализированным панорамным аппаратам, так и цифровой склейке панорам из серии снимков.

В основном подобная оптика рассчитана на получение художественных эффектов от вольного обращения с перспективой и искривления системы координат.

Фотографии сделаны камерой Canon EOS D30 с объективом Пеленг. Фото, сделанные с объективом Зенитар, можно найти в статье «Техника в руках дикаря».Результаты тестов

Зависимость амплитуды сигнала от частоты штрихов кольцевой миры отображена на графиках. Приведены значения для зеленого канала. Для удобства сравнения можно выбрать только интересующие вас кривые, отметив соответствующие позиции. Все снимки сделаны при диафрагме 5,6. Диаметр миры 125 мм. Амплитуда при минимальной частоте штрихов принята за единицу. Для оценки разрешения на краях кадра мира располагалась по центру кадра и проводилась фокусировка, а затем аппарат поворачивался таким образом, чтобы изображение миры оказалось с краю.

По оси абсцисс отложено число черных и белых полос, приходящихся на 100 пикселей. У матрицы камеры Canon EOS D30 100 пикселей приходятся примерно на один миллиметр, а у матрицы SONY ICX252AQ, установленной в камере Casio QV 3000, это около трети миллиметра. 100 черных штрихов на миллиметр, которые должен обеспечить объектив Canon, установленный в Casio — это очень непростая задача. Камера старается ему помочь, подчеркивая резкость на краях. Именно этим определяется горб на графиках. Пока ширина штрихов велика, эффект подчеркивания границы не сказывается на результатах, поскольку мы выбираем значения в середине полосы. Когда же понятия полосы и границы совпадают, мы получаем парадоксальное, с точки зрения оптики, усиление контраста с частотой. У EOS D30 подчеркивание границ, при установках по умолчанию, не носит столь ярко выраженного характера. Хроматические аберрации у насадки hama практически не исправлены, и именно из-за них мы имеем существенное ухудшение ЧКХ при измерениях вдоль линии, лежащей в меридиональной плоскости.

Желающие ознакомиться с исходными снимками мир могут посмотреть их здесь.

Для оценки хроматических аберраций рассмотрим изменение яркости в каждом из каналов при пересечении белой полосы. Диапазон, представленный на рисунках, составляет 15 пикселей.
Casio QV3000
Аппарат Casio QV3000 + hama 0,65

При проектировании объективов добиваются максимального совмещения в одной точке на оптической оси лучей двух цветов: с длиной волны 480 или 435,8 нм и 643,8 нм. Такие объективы называются ахроматами. Если же совмещаются лучи трех цветов: 435,8 нм, 546,1 нм, 643,8 нм — то такие объективы называются апохроматами. Как видно из наших тестов, объектив Canon, установленный на камере Casio QV 3000, можно отнести к ахроматам, поскольку синий и красный лучи сведены, а зеленый дает ореол на границе черного штриха.

Сравнение цифровых снимков, снятых объективом Пеленг с использованием оранжевого фильтра, показало, что результат эквивалентен выключению синего канала и никаких преимуществ его использование не дает. К-8х в основном применяется при съемке на инфракрасную пленку, и для большинства цифровых камер неприменим, поскольку пропускает то, что отсекает фильтр, расположенный перед матрицей.Заключение

Свершилось. Существующая линейка объективов позволяет на существующих сегодня матрицах получить тот же угол охвата, что и в пленочной фотографии.

Зенитар может рассматриваться как сверхширокоугольный объектив с приемлемой дисторсией. Конечно, объектив Canon EF 14 mm f/2,8l USM имеет существенно лучшие характеристики, но и цена в 2,5 тысячи зеленых представляется чрезмерной, особенно с учетом того, что существуют компьютерные способы уменьшения дисторсии, которые можно применить к сделанным Зенитаром снимкам без существенного ухудшения качества. Пеленг же — это настоящий «Рыбий глаз» для камер типа Canon EOS D30 за очень и очень умеренную цену.

Дальнейшее увеличение линейного размера матрицы теперь вопрос комфорта, а не расширения возможностей цифровой фотографии. Интегральное разрешение матриц тоже уже превосходит возможности объективов. Если по центру кадра пока чувствительных элементов не хватает, то по краю их явный избыток. Возможно, настало время подумать о создании матриц с переменной плотностью чувствительных элементов — по центру больше, по краям меньше.

Я по-прежнему считаю, что зеркальные цифровые камеры — несколько искусственное образование, и будущее за цифровыми аппаратами типа ФЭД (Leica) с экраном на спине. Если уже есть объективы для зеркальных камер с рабочим отрезком 45 мм, обеспечивающие угол охвата 180 градусов на матрице шириной 22 мм, то создание цифровых камер на базе дальномерных аппаратов с рабочим отрезком 28,8 мм позволит использовать более простые по конструкции и более качественные объективы. При этом сохранится возможность задействовать с помощью переходных колец и всю линейку объективов, разработанных для самых разных зеркальных камер, используя как видоискатель ЖК экран. Наблюдаемый сейчас ренессанс пленочных дальномерных камер (аппараты Bessa и оптика Voigtlander фирмы Cosina) делает подобное развитие событий еще более вероятным и желанным.

Зеркальная камера — лучший инструмент для создания снимков. Но если композицию делает фотограф, то за качество картинки отвечает оптика. О комплектном «ките» и речи не идёт — полностью раскрыть возможности зеркалки способен лишь специализированный объектив. Разбираемся, как собрать правильную коллекцию стёкол.

Кривое зеркало

Казалось бы, с несложной функцией фокусировки собранного света на матрицу зеркалки справится любая линза. Но количество искажений при таком подходе сведёт на нет все усилия по получению качественной картинки. Для борьбы с многочисленными аберрациями производители используют дополнительные линзы, выравнивая характеристики до эталонных значений. Общее количество элементов получившейся оптической системы порой измеряется десятками.

На линзах конструкция современного объектива не заканчивается: его корпус включает в себя целый ряд сложных механизмов. Оптическая стабилизация, регулировка диафрагмы, смена фокусного расстояния — за всё это отвечает не сам фотоаппарат, а прикрепляемый к нему объектив. В его особенностях перед покупкой стоит разобраться не менее подробно, чем при выборе самой камеры.

Фокусное расстояние

Именно этот параметр, измеряемый в миллиметрах, определяет угол зрения объектива и то, насколько он приближает или отдаляет объект в кадре. В зависимости от конструкции фокусное расстояние может быть фиксированным или переменным. В обиходе такие модели называют «фикс» или «зум».

Условно оптика для зеркалки делится на несколько типов в соответствии с фокусным расстоянием (и углом обзора): сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровой зеркалки сверхширокоугольным считается объектив с фокусным расстоянием от 7 до 24 мм, широкоугольным — от 24 до 35 мм, а стандартным — от 35 до 70 мм. Теледиапазон стартует с 85 мм, а фокусное расстояние специализированных телевиков может достигать 300 и даже 700 мм.

В зависимости от типа фотоаппарата (полный кадр или кроп) угол обзора выбранного стекла изменится в соответствии с кроп-фактором «тушки». 35-миллиметровый широкоугольник Canon 35mm f/2 EF IS USM, установленный на кропнутую зеркалку, обрежет угол обзора до своего 56-миллиметрового аналога. Проще говоря, применять кроп-объективы с полнокадровым аппаратом можно, но с потерями площади кадра. Чтобы не мучиться с вычислениями, стоит воспользоваться специальным симулятором, который переведёт сложные цифры в наглядную картинку.

Читайте также:  Настройка модема промсвязь zxhn h208n

Главное достоинство зум-объектива — универсальность. Независимо от сюжета такая оптика позволяет на лету регулировать фокусное расстояние до нужного значения. Но следует помнить, что расплатой за «всеядность» становится качество картинки, уступающее профильным стёклам. При пейзажной съёмке часть объектов может оказаться искривлённой, а края кадра — замыленными. При большом приближении, напротив, можно получить крупный план с недостаточным размытием фона.

На одном и том же кадре, снятом на широкоугольное стекло вблизи и на портретник с расстояния, объект будет занимать одинаковое пространство, но фон окажется разным. Телевик сделает его плоским и отдалит от модели, а ширик объединит планы композиции в единое пространство, при этом на фоне будет больше отвлекающих внимание деталей.

Чем выше разность фокусных расстояний у зума, тем более «средними» получатся снимки во всём диапазоне. Попытки же сэкономить на оптике, пользуясь единственным универсальным решением, поставят крест на карьере фотографа. В целом 24-70mm f/4L EF IS USM пригодится как «запаска» для прогулок и путешествий, позволяя быстро запечатлеть нужный кадр в любых условиях, пусть и ценой качества фотографии. В отдельных случаях выручит крепкий середнячок 24-105 мм, а вот реализовать возможности модели с фокусным расстоянием 18-105 мм, не испортив картинку, не получится при всём желании.

Когда речь заходит о тематической фотосессии, оптимальный выбор — соответствующий сюжету фикс, заточенный под одну определённую задачу. Скажем, широкоугольник с фокусным расстоянием 24 мм подойдёт для пейзажной съёмки, 50-миллиметровые модели — для ростовой портретной, а специальные макрообъективы — чтобы почувствовать себя журналистом Discovery. Можно использовать такой объектив и как штатный: хватило бы времени и желания самостоятельно приближаться к объекту вместе с камерой (и отдаляться от него).

Отдельного упоминания заслуживает так называемый фишай (англ. fisheye), или «рыбий глаз». В силу особенностей конструкции эти модели стёкол искажают перспективу, отдаляя задний план и выпячивая центр. Форма предметов на снимке искривляется, да и освещённость по краям кадра может оказаться недостаточной. Но и угол обзора такого объектива даст фору любому другому широкоугольнику, достигая порой рекордных 180 градусов.

Когда необходимо на короткой дистанции поймать в кадр и сам объект, и его окружение, «рыбий глаз» незаменим. Там, где для создания 3D-панорамы стандартному зуму потребуется несколько десятков кадров, фишай обойдётся всего тремя-восемью. Используется он и при съёмке крупных архитектурных объектов. Различают два типа фишаев — циркулярный и диагональный.

В первом варианте готовый снимок занимает не весь кадр, а только вписанный в него круг с углом обзора почти 180 градусов. Фокусное расстояние циркулярок — до 8 мм (около 4,5 мм для кропнутой матрицы). Когда же получившийся кадр занят картинкой целиком, но 180-градусный угол зрения соответствует только его части, фишай называют диагональным. Фокусное расстояние в этом случае увеличивается до 15-16 мм (или от 8 до 10,5 мм для «обрезанной» зеркалки).

Светосила

Эта характеристика, которую ещё называют диафрагменным числом, указывает на освещённость матрицы при прохождении света через объектив. Чем меньше цифра, тем больше света пропускает оптика. Значение диафрагмы (отношение фокусного расстояния к размеру отверстия) называют числом f и включают в название модели стекла — например, Nikon 50mm f/1.4 Nikkor AF-S. Чем больше света попадает на матрицу при прочих равных условиях, тем короче становится выдержка для получения чёткого снимка. А снижение глубины резкости позволяет размыть изображение по краям объекта, на котором сфокусирован кадр.

Условно к светосильным принято относить объективы с диафрагменным числом f/3.2-2.0 (оптика с f/1.8 и меньше нередко называется сверхсветосильной). Стёкла с f/3.5 и больше называют слабосветосильными («тёмными»). В зарубежных мануалах могут фигурировать аналогичные по значению термины fast lens и slow lens (короткая или длинная выдержка при большой и малой светосиле соответственно).

В одинаковых условиях съёмки объектив с высокой светосилой будет предпочтительнее. Уменьшить количество света, попадающего на матрицу, несложно (достаточно закрыть диафрагму), а вот увеличить никак не получится. Единственный минус таких моделей — ощутимо высокий в сравнении с «тёмными» аналогами ценник, растущий намного быстрее, чем максимальное значение диафрагмы.

Глубина резкости

Она же — глубина резко изображаемого пространства, или просто ГРИП. Проще говоря — область, при нахождении в которой объект в кадре будет выглядеть максимально резким. Фон при этом размывается, чтобы сфокусировать внимание на ключевом элементе композиции, скажем, лице модели. Собственного значения у этой характеристики нет, её формируют сразу несколько нюансов. Чтобы не вычислять мудрёные комбинации из диафрагменного числа, кроп-фактора и расстояния до объекта съёмки, даже существуют специальные калькуляторы.

Впрочем, добиться нужной ГРИП можно и без предварительных вычислений. Для увеличения глубины резкости необходимо прикрыть диафрагму, уменьшить фокусное расстояние или отойти от объекта подальше. Те же методы работают и в противоположную сторону: открытие диафрагмы, увеличение фокусного расстояния и приближение к объекту позволяют лучше размыть фон в кадре.

Оптическая стабилизация

Полезность такой функции трудно переоценить, особенно если штатива под рукой не оказалось. Оптический стабилизатор — это целый комплекс, состоящий из ряда взаимосвязанных компонентов: подвижной линзы объектива, нескольких датчиков угловой скорости и приводов, которые отвечают за перемещение оптического элемента. За управление всей системой ответственен специальный чип, координирующий сдвиг оптики при смещении фотоаппарата.

В отличие от цифровой стабилизации, оптическая менее требовательна к фокусному расстоянию объектива. Чем больше этот показатель, тем сложнее матрице с ограниченной в силу конструкции подвижностью подстраиваться под тряску стекла при ручной съёмке. Встроенный же в объектив стабилизатор такого недостатка лишён. Он нивелирует естественное дрожание рук гораздо эффективнее.

Впрочем, панацеей от всех дефектов изображения эту опцию считать не стоит. Недочёты фокусировки, нехватку ГРИП и сверхдлинную (больше одной секунды) выдержку никакая оптика не скомпенсирует. В последнем случае разумнее применить штатив, иначе максимум, на что можно рассчитывать — на плохой кадр вместо отвратительного. Показания к использованию оптического стабилизатора — выдержка в диапазоне от 1/4 до 1/500 с. Длиннее — пострадает резкость, а короче — и без всякой стабилизации выйдет неплохо.

Байонет

Этот механический элемент обеспечивает не только крепление объектива к «тушке». Специальные контакты, замыкающиеся при фиксации стекла, служат для обмена данными между зеркалкой и её оптикой. Управление диафрагмой, стабилизацией и даже автофокусировкой осуществляется при помощи специальных приводов, команды которым поступают через интерфейсные разъёмы байонета. Не стоит забывать, что форма такого крепления для каждого производителя фототехники уникальна: перебросить портретник Sony на недавно купленный аппарат Nikon попросту не выйдет. Да и наоборот тоже.

Подводя итоги

Конечно, даже наполненный объективами под завязку кофр не гарантирует, что снимки получатся идеальными — результат фотосессии зависит всё же от мастерства фотографа. Но подходящая коллекция стёкол поможет набить руку гораздо быстрее, особенно после близкого знакомства с терминами «диафрагма» и «светосила». Остальное — дело техники. Вернее, оптики.

Ссылка на основную публикацию
Формула рандома в паскале
Здравствуйте, уважаемые читатели нашего сайта. Сегодня мы рассмотрим две полезные процедуры в паскале - Random и Randomize.И опять я начну...
Фильм про девушку запертую в квартире
От нехватки ли бюджета, по сюжетному ли велению или просто из желания выпендриться, режиссеры время от времени помещают киноперсонажей в...
Фильмы для ipod classic
Хорошо, когда есть возможность удобно устроиться перед широким экраном огромного телевизора, а что делать, когда находишься в дороге и доступа...
Формула расчета мощности конденсатора
Реактивная мощность обусловлена способностью реактивных элементов накапливать и отдавать электрическую или магнитную энергию. Eмкостная нагрузка в цепи переменного тока за...
Adblock detector