Фильм с джокером название

Фильм с джокером название

Для фильмов по комиксам «Джокер» — важный этап. Перед нами редкий случай, когда произведение полностью оторвали от жанра: по вселенной DC Comics сняли не супергеройский фильм, даже не боевик или фантастику. Это всё равно что снять по «Властелину колец» не фэнтези. Конечно, Тодд Филлипс сделал подобное не первым. «Джокер» не революция в жанре, а закономерная вершина эволюции, итог многолетнего переосмысления комиксов и их персонажей.

Как и всё новое, «Джокер» основан на лучшем из старого. Из одних фильмов прошлого он заимствует атмосферу, из других — идеи, а с третьими затевает спор. Этот фильм интересно разбирать не на отсылки и пасхалки, а на сходства и параллели, источники вдохновения, осознанные или нет. Вот из чего состоит «Джокер» — по признанию его создателей и по нашим собственным выводам, — и вот с чем стоит ознакомиться, чтобы лучше его понять.

Свой главный источник вдохновения Тодд Филлипс указал сам: фильмы, снятые в эпоху «Нового Голливуда» (конец 1960-х — начало 1980-х). В особенности две работы Мартина Скорсезе — «Таксист» и «Король комедии», от которых «Джокер» унаследовал ещё и актёра Роберта де Ниро.

«Таксист» — это история про Тревиса Бикла, простого парня из Нью-Йорка в исполнении Де Ниро, которого очень многое бесит. Бесят уличные хамы и политики. Бесят неудачи. Бесит, что симпатичная ему девушка работает проституткой. В итоге он срывается и устраивает бойню в борделе — за что его тоже провозглашают народным героем-мстителем.

В отличие от Джокера, Тревис каким-то чудом уходит от ответственности. Впрочем, финал «Таксиста» выглядит так странно, что впору считать его предсмертным видением, фантазией убийцы, размечтавшегося о признании. Так и многие сцены «Джокера» лишь фантазии главного героя, и не всегда понятно, что здесь вообще реальность.

Связь «Джокера» с «Таксистом» очень заметна. Сцены, в которых Артур играет с пистолетом, его пугающе неадекватное поведение, его попытки заискивать перед популярным кандидатом на выборах, которого он в душе ненавидит, — всё это делает его очень похожим на Тревиса. Правда, Тревис был, как ни странно, ещё более жесток и неадекватен. Его-то не доводили до ручки издевательствами и побоями.

«Король комедии» похож на «Джокера» ещё сильней. Тут Де Ниро играет, по сути, такого же Артура Флека — начинающего комика-неудачника Папкина, который хочет пробиться на популярное телешоу. И если Джокера туда приглашают добровольно, то герой «Короля комедии» добивается этого, захватив в заложники ведущего. Папкин заставляет-таки выпустить его в эфир, угрожая убийством, и добивается у публики успеха. Сам Де Ниро отметил, насколько иронично, что в новом фильме он играет ведущего. Правда, Джокер, в отличие от Папкина, действительно не смешной.

Кроме того, с этими и другими фильмами Скорсезе «Джокера» роднит атмосфера неонуарного города. Готэм всегда был мрачным, но здесь он очень похож на конкретный город — Нью-Йорк, каким его показывает Скорсезе. Здесь преобладают тёмные переулки, кирпичные стены с пожарными лестницами и дешёвые доходные дома, где полно проституток и наркоманов.

В отличие от Бэтмена, у Джокера нет устоявшейся истории происхождения. Разные комиксы и фильмы описывают её по-разному. А поскольку злодей чокнут, как мартовский заяц, любую версию можно списать на его расшалившееся воображение. Он может быть и мафиози Джеком Напьером, как в фильме Бёртона, и дворецким Альфредом, решившим развлечь хозяина, и домушником Красным Колпаком, и, уж конечно, неудавшимся комиком.

Последняя предыстория — из комикса Алана Мура «Убийственная шутка». Это, пожалуй, самая известная версия и к тому же убедительная. В этом графическом романе есть сцена, где Джокер предаётся воспоминаниям о былой жизни. В прошлом он жил в нищете, безуспешно пытаясь сделать карьеру стендап-комика и прокормить больную жену. Ради денег он согласился вступить в банду Красного Колпака и совершить ограбление. Но супруга умерла, лишив его цели, а подоспевший Бэтмен сорвал ограбление. Убегая, горе-грабитель упал в чан с кислотой и превратился в знакомого нам безумного клоуна. Вот так один неудачный день может сделать из обычного человека суперзлодея, заключает Джокер.

Уберите комиксную условность насчёт кислоты (она превратит вас не в остроумного циника-анархиста, а в изуродованный труп, не повторяйте это дома!), замените жену на мать, а ограбление на серию убийств, — и получится довольно похоже. Различий много (взять хоть то, что в итоге случилось с мамой Артура!), но их можно при желании списать на повредившуюся психику героя. Конечно, «Джокер» не экранизация «Убийственной шутки» или даже её фрагмента, но с этим комиксом сценаристы явно ознакомились.

И вам советуем:

«Убийственная шутка» — это шедевр

Положительное мнение об одном из главных комиксов о Бэтмене от Алана Мура.

Алан Мур подарил «Джокеру» не только пару фактов предыстории. Он, похоже, повлиял и на его философию — правда, от противного.

Мы уже видели историю, в которой чудак в странном костюме становится символом сопротивления неправедным властям. Он убивает обнаглевших «хозяев жизни», распускающих руки на улицах. Он влезает в телеэфир, чтобы высказать всё, что думает о сложившихся порядках. Бунтари надевают его маски, отправляясь на борьбу, а сам герой становится жертвой, мучеником революции. Да, в прошлый раз его звали просто V.

Читайте также:  Объектив canon для студии

Однако «Джокер» не просто не копия «Вендетты» — он её деконструкция и прямая идейная противоположность. Намеренно или нет, у Филлипса получилось полемизирующее произведение, причём не столько с комиксом, где V довольно неоднозначен, сколько с экранизацией.

В «Вендетте» бунт против старых порядков — это подвиг благородных героев. Заглавный персонаж гениально хитёр, талантлив и нечеловечески живуч, он сознательно становится символом революции и приносит себя в жертву ради её успеха. Тысячи людей надевают его маски и стройными рядами идут на мирную акцию протеста.

В «Джокере» же мы видим хаос, погромы и грабежи. Душевнобольной убийца случайно превращается в символ бунта, о котором и не помышлял. Бунтари, хулиганы и даже уголовники надевают его маски забавы ради, чтобы под ними избивать, грабить и убивать богачей. Революция «снизу» вряд ли будет цивилизованной, утверждает «Джокер». Возможно, её «герои» покажутся вам немногим лучше противных рож из телевизора.

У создателей комиксного Джокера тоже было немало источников вдохновения, один из которых — чёрно-белый фильм 1928 года по роману Виктора Гюго «Человек, который смеётся». Его главный герой Гуинплен с детства изуродован — у него на лице навечно застыла широченная улыбка, вовсе не отражающая его настроения. Несмотря на свою зловещую внешность, Гуинплен — милейшей души человек, которого терзает жестокое общество.

Этим фильмом, по собственному признанию, вдохновлялся и Тодд Филлипс, но совершенно иначе. Придумывая Джокера для комиксов, Боб Кейн с коллегами позаимствовали у Гуинплена только жуткую улыбку и бледную кожу. Но под ними скрывался циничный и расчётливый злодей, который получил эти уродства по собственной вине.

Филлипс же отказался от внешнего уродства, но превратил Джокера в современного Гуинплена. Он тоже смеётся совсем не потому, что ему весело, — у него детская травма и психическое заболевание, из-за которых он не может сдерживать смех при сильном волнении. Общество отнеслось к нему не лучше, чем к Гуинплену. Только на месте жестокого короля и злого шута — богач Томас Уэйн и телеведущий Франклин, выставивший Артура на посмешище.

И, конечно, никакого хэппи-энда ждать не стоит — в этом «Джокер» даже ближе к исходному роману Гюго, чем экранизация. Если Гуинплен в конце обнаруживает, что он потерянный сын английского пэра, то для Артура надежда на нечто подобное оборачивается жестоким разочарованием.

Джокеров в кино и комиксах было много разных, но ни на одного из них герой Хоакина Феникса по-настоящему не похож. Он не остроумный маньяк, не гангстер, который любит подурачиться, не чудовище, жаждущее хаоса, и уж точно не импозантный пижон, по которому сохнет гимнастка-арлекинка. Трудно поверить, что перед нами предыстория кого-то из них. Пожалуй, есть лишь один Джокер, которым Артур мог бы со временем стать, — тот, что из фильма «Тёмный рыцарь».

Да, герой Хита Леджера куда более циничен, изобретателен и лихо обращается с оружием. Но ведь и Артур обрёл уверенность в себе только под самый конец фильма, — а уж умению хорошо стрелять и водить он как-нибудь научится за кадром. В остальном же они довольно похожи. Оба явно психически больны и не жалеют ни себя, ни других. Оба ненавидят лицемерное общество и оправдывают этим свои преступления. Оба ходят с сальными волосами и потёкшим гримом (напомним, комиксному Джокеру грим не требуется вообще). И оба совершенно не смешные.

Во многом именно «Тёмный рыцарь» позволил Джокеру настолько выделиться среди галереи врагов Бэтмена. Его и раньше порой показывали страшным и зловещим, но именно в фильме Нолана ручку «клоун» выкрутили на ноль, а ручку «безумный» — на максимум. Блестящая игра Хита Леджера, а потом его внезапная гибель и посмертный «Оскар» добавили этому образу ореол мрачного величия. С тех пор Джокера начали воспринимать серьёзно. Даже, пожалуй, слишком.

Именно это изменившееся восприятие сделало возможным фильм «Джокер». Трудно представить, чтобы Тодд Филлипс задумал серьёзную драму, например, о страданиях неудавшегося составителя кроссвордов Эдварда Нигмы. Джокер — другое дело. Это теперь такой же въевшийся в культуру образ злодея, как Дракула или мистер Хайд. Он может быть как смешным, так и могильно серьёзным. И посмотреть, как он получил эти шрамы, действительно интересно. Даже если эта версия обречена быть одной из многих.

Смотрите также

История Джокера и его лучшие воплощения

Вся правда о разных версиях одного из величайших суперзлодеев — от первых страниц комиксов до последних фильмов.

Новый «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли поднял волну сравнений этого персонажа с другими его предшественниками. Предлагаем вместе проследить эволюцию визуального стиля Джокера

  • 2019-10-15 12:00:00 15 октября 2019 9073
  • Ирина Жигмунд

Суперзлодей вселенной DC Comics Джокер был создан в 1940 году Биллом Фингером, Бобом Кейном и Джерри Робинсоном, которые взяли за его основу персонажа Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеется», 1928 года.

Читайте также:  Как устранить вибрацию стиральной машины при отжиме


Герой комиксов DC Comics Джокер / Иллюстрация: DC Comics

Шло время и Джокер, из сериала в сериал, из фильма в фильм, понемногу менялся, сохраняя свои главные визуальные особенности — контрастную одежду (чаще лилового с зеленым цветов, как в графическом романе), зеленые волосы, выбеленное лицо и жуткую улыбку клоуна. Мы вспомним лишь некоторые самые яркие его перевоплощения.

Сериал «Бэтмен» (1966-1968), фильм «Бэтмен» (1966)

Кадр из фильма «Человек, который смеется» (1928) / Фото: Universal Pictures

На съемках сериала «Бэтмен» / Фото: 20th Century Fox

Первая экранная версия Джокера, пожалуй, одна из самых забавных. Игравший его Сизар Ромеро отказался сбрить усы и их замазали гримом, что вкупе с кое-как приклеенным париком зеленоватого цвета выглядит довольно нелепо, хотя и вполне под стать Бэтмену в сатиновых трусах поверх трико. Яркие пурпурные и зеленые цвета костюма были использованы художником по костюмам сериала Пэтом Барто для того, чтобы заставить Джокера выглядеть как можно более похожим на его комиксовый прототип.

В фильме 1966 года «Бэтмен» Джокер не изменился, поскольку и Ромеро, и художник по костюмам остались прежними — фильм задумывался как пилот для сериала, хотя, по ряду причин, вышел на экран между 1-м и 2-м сезонами.

Фильм «Бэтмен» (1989)

Режиссер одной из самых удачных киноисторий о Бэтмене Тим Бертон несколько иначе подошел к визуализации персонажей комикса. «Мне было совершенно ясно: сериал шестидесятых слишком китчевый, — вспоминает он, — Новые, возрожденные комиксы полностью опровергают такое прочтение. Мы внесли некоторые изменения в образ Джокера. Он самый яркий герой фильма и, самый недвусмысленный злодей. Мне понравилась идея показать человека, превратившегося в клоуна, ставшего безумцем».

Разговаривая с художником по гриму Ником Дудманом, Бертон попросил не скрывать лицо Николсона, которое у некоторых зрителей и так ассоциировалось с его жутковатым персонажем из фильма Стэнли Кубрика «Сияние».

На съемках фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: 20th Century Fox

Костюм, сшитый Томми Наттером для Джека Николсона в роли Джокера в фильме «Бэтмен» (1989) / Фото: Bonhams

Джека Николсона в роли Джокера / Фото: 20th Century Fox

Костюмами в фильме занимались Боб Рингвуд и Тони Данстервилл. Но сам гардероб Джокера тех же контрастных сочетаний, что и раньше, полностью шили у Томми Наттера — известного мужского дизайнера, имеющего собственное ателье на Сэвил-Роу в Лондоне. Среди его клиентов были The Beatles и Элтон Джон. Наттер был славен своим хулиганским стилем, безупречным кроем, любовью к клетке и ярким краскам. «Они пришли ко мне, потому что никто другой не смог сшить все эти фраки, — вспоминает Наттер, — В итоге мы сделали около 60 костюмов, потому что понадобилось немало дублей для спецэффектов».

Фильм «Темный Рыцарь» (2008)

В качестве источника вдохновения для создания грима Джокера в фильме «Темный рыцарь» режиссер Кристофер Нолан принес гримеру Джону Кальоне –младшему репродукции картин Фрэнсиса Бэкона. Поскольку персонаж Хита Леджера наносил макияж сам, Кальоне придумал свой интересный ход.

«Это должно было выглядеть так, словно парень сделал свой грим, а потом спал в нем около недели», — говорит он. Для создания этого эффекта, художник использовал не плотный, клоунский грим, а краски на спиртовой основе, плюс, время от времени брызгал на лицо актера водой «Эвиан» и заставлял его хмурить лоб, чтобы появились морщины. Этот грим не поправляли, а напротив, ждали, пока он немного впитается и обнажит кожу Леджера. «Я должен был найти совершенство в несовершенстве макияжа, сделать эффект „живого и измученного“», — рассказывал Кальоне.

Кадр из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Художник по костюмам этого фильма Линда Хэмминг не приступала к созданию костюма Джокера до тех пор, пока не родился грим: «Дело в том, что до работы с гримерами я не могла думать об одежде, не представляя его лицо, поскольку это самая важная часть. Я собрала изображения Джокера из старых комиксов и иллюстрированных новелл, фотографии панк-музыкантов, денди всех мастей, картины Фрэнсиса Бэкона, фото старых клоунов с потекшим гримом, работы дизайнеров Александра МакКуина и Вивьен Вэствуд», — рассказывает Хэмминг. Ее идея заключалась в том, чтобы создать образ не клоуна, а эксцентричного современного панка, немного похожего на Кита Ричардса.


Кадры из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

«Костюм Джокера покрасили и скроили вручную, а потом состарили в нашей мастерской. Его галстук сделали на Джермин-стрит, носки изготовили на заказ, а замечательные туфли произвели в Италии. Он своего рода денди: кожаные туфли выглядят модно, но их носки немного увеличены и приподняты. Это немного по-клоунски. Все остальное у Джокера вполне современное. Даже волосы у него зеленые без особой на то причины — просто потому, что его краска испортилась».

Фильм «Отряд Самоубийц» (2016)

Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Читайте также:  Браузеры с встроенным флеш плеером на андроид

Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Восемь лет спустя, итальянский визажист Алессандро Бертолацци в фильме «Отряд самоубийц» Дэвида Эйера по-своему развил культовый облик Хита Леджера, за что получил премию «Оскар».

Гример знал, что не может слишком далеко уйти от канонических зеленых волос и белого лица — и это пришлось оставить. Но в остальном, для создания образа Джокера Бертолацци использовал фотографии молодого Дэвида Боуи. Персонаж Джареда Лето меньше всего похож на предыдущих Джокеров, он — гангстер-хипстер с зачесанными назад, темно-зелеными волосами, татуировками по всему телу, коронками во рту и черными тенями вокруг глаз.

Бертолацци высветлял актеру кожу лица с помощью шести-семи слоев органического макияжа, нанесенного аэрографом, последний слой был блестящим, поэтому создается ощущение, что, хотя актер и очень бледен, но снимается без грима. «Мне нравилась идея, что этот парень — труп. Я представлял его утром перед зеркалом, но вместо того, чтобы чистить зубы, он берет лезвие и режет свое лицо, просто так, для удовольствия», — говорит Бертолацци.


Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Художник по костюмам Кейт Хоули сказала, что работать над любым культовым фильмом, таким как «Отряд самоубийц», сложно, потому что его персонажи всем давно известны. «Режиссер Дэвид Эйер не хотел, чтобы они выглядели как супергерои, поэтому мы в качестве вдохновения обращались к уличной культуре».

Стиль Джокера был позаимствован художником у современных глав картелей. «Все вульгарно и нарцисстично», — пояснила Хоули. У Джареда Лето в фильме не так много экранного времени, поэтому было сделано около пяти костюмов классической, «джокерской» гаммы, но совершенно других по стилю: тут есть лиловое пальто из кожи под крокодила, спортивные штаны, серебристый пиджак, большое количество хип-хоп-украшений. Вместе с татуировками и гримом все это смотрится устрашающе.

Фильм «Джокер» (2019)

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

В новом фильме Тодда Филлипса Джокер — не супергерой, хотя снова имеет основные визуальные черты своего тезки из комикса: зеленые волосы, белое лицо, контрастного цвета костюм. «Эта история рассказана так, словно все происходило в реальной жизни, и именно это делает проект интересным» — говорит художник по гриму Ники Ледерманн.

Главный герой — клоун, который постепенно сходит с ума и превращается в психопата Джокера. «И нам пришлось придумать грим, который бы объединил клоуна и Джокера», — говорит Ледерманн. Изначально гример отталкивался от того клоунского грима, в котором выступал Артур, а потом трансформировал его в личину Джокера.

«Мы брали матовые краски, чтобы лицо не блестело. И пользовались сложными цветовыми сочетаниями, чтобы передать характер персонажа: синий у нас — это смесь зеленого и бирюзового. Красный — это красновато-коричневый цвет, который напоминает кровь. Даже его косая улыбка является метафорой того, что все не идеально. Может быть, это и смешно — а может быть, и нет», — сказал гример.

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Художника по костюмам Марка Бриджеса изначально тоже испугала перспектива работать со всем известным образом. Но потом он вспомнил свою юность и любимого Джокера в исполнении Ромеро, который и вдохновил его на создание стиля персонажа.

В начале фильма мы видим героя в костюме клоуна: «Зная, что некоторые характерные движения персонажа в фильме напоминают Чарли Чаплина, я немного поработал с его силуэтом, при этом помня, что наряд Артур собирал сам», — говорит Бриджес.

«Все мои варианты были основаны на том, чтобы что-то сказать об этом человеке, и я решил одеть его в слегка устаревшую поношенную рубашку, брюки из полиэстера и акриловый свитер, который был недорогим и мог бы быть куплен в комиссионном магазине. Мой выбор исходил из его личной внешности и финансового положения, поскольку он небогат и живет в непрестижном районе».

Дизайн основного костюма был прописан в сценарии как «выцветший красный костюм, который провисел у него в шкафу многие годы». «Я начал с самого начала и отправился по маршруту героя, — рассказывает художник по костюмам, — „базовый“ костюм мы видим на нем в комедийном клубе, потом при разных обстоятельствах к нему прибавлялись другие предметы, — и вот мы получаем финальный результат. На последней примерке, когда Феникс надел его с правильными рубашкой и жилетом случилось идеальное попадание в 1970-е годы, с чуть более длинным пиджаком, и вот он обретает странную, идущую ему уверенность в себе, которой не было у Артура, но которая прекрасно подходит Джокеру».

Вот так интересно раскрывали художники через костюм и грим образ одного персонажа и в итоге получались совершенно разные Джокеры из различных миров. Наверняка будут и другие, поживем — увидим.

Обложка: кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Ссылка на основную публикацию
Фильм про девушку запертую в квартире
От нехватки ли бюджета, по сюжетному ли велению или просто из желания выпендриться, режиссеры время от времени помещают киноперсонажей в...
Установка строго с биоса
БИОС – основа, на которой работает вся система компьютера. Именно с его помощью осуществляется выполнение ввода или вывода информации, а...
Установка тахометра на дизель
И так…тахометр для дизеля …мечта многих владельцев старых тарахтелок в большинстве которых тахометра просто не было с завода…В старых дизельных...
Фильмы для ipod classic
Хорошо, когда есть возможность удобно устроиться перед широким экраном огромного телевизора, а что делать, когда находишься в дороге и доступа...
Adblock detector