Доработка колонок вега 50ас 106

Доработка колонок вега 50ас 106

В детстве у одного из моих друзей дома стояли колонки «Вега 50 АС-106», тогда они запали в душу своим дизайном, еще бы, ведь тогда, в начале 90-х для меня, мальчишки эти колонки со своими пластиковыми накладками были чем то космическим, верхом совершенства. Ну а о качестве музыки мы тогда не особенно задумывались. Хотелось иметь у себя такие. Время прошло, а в памяти те колонки остались, как и осталось желание их получить. Появились и возможности по их приобретению.

Небольшое отступление

Данный пост не претендует на истину в последней инстанции, так же он не претендует на какие то аудиофильские изыски, а так же на то, что полученный результат бьет все рекорды. Прошу не спорить на тему «зачем ты с ними возился, лучше бы купил новые нормальные», мне хотелось именно ТЕ колонки, как память из детства. Для прослушивания музыки у меня есть наушники Hifiman HE-400i и самодельный ламповый усилитель к ним, данный комплект уже претендует на некоторое качество, хотя с аудиофилами спорить не собираюсь.

Покупка и первоначальный осмотр

С покупкой все получилось очень просто, я нашел того самого друга из детства и оказалось, что те самые колонки все еще у него. Хотя и стоят в чулане и не используются уже с десяток лет. За символическую сумму мы ударили по рукам и колонки перешли ко мне.

Сразу при покупке мне было сказано, что один ВЧ динамик сгорел и требует замены. Плюс колонки были изрядно запыленные, а на металлических решетках вылезла ржавчина. Далее колонки были подключены к усилителю для проверки работоспособности. Все динамики оказались рабочими кроме одного ВЧ, что подтвердилось его прозвонкой тестером в последующем.

Конечно, звук колонок в состоянии как есть, меня не порадовал. После первого включения колонки были полностью разобраны. Корпус проверен на крепость швов, частенько у старых советских колонок боковые панели просто расклеиваются. Мне повезло, все стыки были проклеены крепко, кстати мои корпуса были сделаны полностью из фанеры, включая заднюю стенку, что в этой модели не часто встречается. Гораздо чаще из фанеры боковые стенки, а задняя из ДСП.

Далее был полностью разобран фильтр для проверки его соответствия оригинальной схеме, кстати вот она:

Конденсаторы и резисторы по номиналам совпали со схемой. Все конденсаторы у меня стояли металло-бумажные МБГО, что в целом не так уж плохо, ведь в реальных конструкциях людям встречались и электролиты. Кстати конденсаторы после измерения показали отклонения от номинала в пределах 1%, что просто замечательно.

Но больше всего меня интересовали индуктивности катушек, а вот с ними, то ожидаемо не повезло. Ни одна из катушек не соответствовала схеме по индуктивности, причем более того, катушки еще и не соответствовали друг другу в парах колонок. Например индуктивности катушек НЧ составляли 0,85 мГн и 0,64 мГн, при том что по схеме она должна быть 2,8 мГн. С СЧ и ВЧ история совершенно та же. Ну да ладно, все равно схема будет переделываться полностью.

После первоначального осмотра был составлен примерный план:

  1. Проклейка всех швов, стыков и отверстий изнутри колонок герметиком;
  2. Вклеивание внутрь корпуса деревянных распорок по схеме перед-зад и лево-право;
  3. Обработка всех стенок резино-битумной мастикой для уменьшения резонансов;
  4. Оклеивание всех стенок слоем ватина;
  5. Замена ВЧ динамиков с изготовлением новых подиумов под них;
  6. Полная переделка фильтров с изменением схемы и номиналов деталей;
  7. Замена всех уплотнителей под динамиками;
  8. Замена всех проводов;
  9. Установка портов с клеммами;
  10. Отмывка панелей и покраска решеток;
  11. Снижение резонансов и дребезга лицевых панелей;

Ну раз план составлен, можно приниматься за работу.

Режем, пилим, мотаем, паяем, красим и так далее

Первым делом были разобраны и отмыты лицевые панели. Металлические сетки ошкурены, обработаны преобразователем ржавчины и покрашены. После этого панели были собраны назад, причем металлические сетки были установлены в пластик на герметик, дабы исключить их дребезг. Герметик снаружи не видно.

Далее все стыки корпуса, отверстия были тщательно промазаны строительным силиконовым герметиком изнутри. Это сделано для того, что бы исключить любые присвисты от выходящего воздуха. Щелей в корпусе особо и не было, но все же.

Следующим этапом в корпус были вклеены по две распорки из сухих штакетин сечением 45х20 мм, вклеены они между передней-задней стенками и между левой-правой стенками, причем распорки еще и склеены между собой так, что получилась жесткая крестовина. Таким образом, мы повышаем жесткость корпуса, ведь панели тут уже достаточно большие, а толщина стенок всего 12 мм. После этого корпус изнутри весь промазан на два слоя резино-битумной мастикой.

Следующим этапом стала врезка портов с винтовыми клеммами для ввода проводов внутрь корпуса.

Для обивки корпуса изнутри был приобретен обыкновенный ватин, в магазине тканей, там он толщиной где то 6-7 мм, поэтому были изготовлены маты из сложенного в три слоя ватина. Маты эти были приклеены по всем стенкам кроме передней, на ту же резино-битумную мастику и дополнительно по углам закреплены мебельным степлером.

После окончания работ с корпусом пришло время заняться электрической частью. Во-первых, нужно было решить, что же поставить на замену родных ВЧ динамиков. Найти родной ВЧ мне не удалось, а в интернете за них просят довольно не мало, от 700 до 1000 рублей за старый ВЧ, я думаю это много. К тому же, в интернете широко распространено мнение, что родные 10 ГДВ-2-16 в целом не особенно хороши.

Почитав интернеты и прикинув бюджет, а так же целесообразность покупки дорогих пищалок для этих колонок были выбраны наши 15 ГДВ-92-16, производства Новосибирской «НОЭМА». По сопротивлению и чувствительности они одинаковы с 10 ГДВ-2-16, а по качеству, говорят, значительно их превосходят. Кстати, спасибо фирме «НОЭМА» за оперативную отправку и хорошую упаковку заказанных динамиков.

Пока динамики ехали посредством Почты России, я занялся переделкой фильтров. Опять же сначала очень долго копал форумы, собирал мнения и в итоге нашел схему переделки фильтров этих колонок, с хорошими отзывами и достаточным обоснованием от автора. Ниже схема фильтра, была взята здесь. Несколько забегая вперед скажу, что звучание колонок с этими фильтрами мне понравилось.

Новый фильтр 50 АС-106

Как видно, на НЧ и СЧ здесь используются катушки с достаточно высокой индуктивностью. Намотать такие на «воздухе» не так-то просто, ведь при этом она должна иметь еще и малое сопротивление, а это значит нужно использовать толстый провод, габариты катушек получаются не маленькие. Поэтому было принято решение мотать катушки на каркасах с сердечниками из трансформаторного железа. В качестве каркаса взята сантехническая полипропиленовая труба диаметром 40 мм, внутрь были плотно набиты полоски трансформаторного железа, нарезанные из старых советских трансформаторов. Катушка НЧ намотана проводом диаметром 1,6 мм по лаку, а СЧ 1,2 мм по лаку. Катушки ВЧ были намотаны на родных каркасах без сердечников, родным же проводом, там он где-то 0,6-0,8 мм по лаку. Все катушки мотались с тщательным контролем получаемой индуктивности с помощью LC-метра. Это позволило добиться практически идеального совпадения индуктивности со схемой.

Конденсаторы в фильтрах оставлены родные МБГО, все резисторы заказаны новые мощностью 35 Вт, сопротивлением 10 Ом и 3,3 Ом. Резисторы 10 Ом были взяты с запасом и с помощью тестера отобраны номиналы наиболее близкие к указанным в схеме. Вся разводка фильтра выполнена жестким одножильным монтажным проводом сечением 2,5 мм 2 . Данное сечение выбрано не столько из желания делать провод как можно более толстым, а для того что бы провод не болтался и из него можно было согнуть надежные контактные площадки.

Пока возился с фильтрами, а заняло это не один день, пришли динамики. Разумеется, их габариты отличались от старых, поэтому пришлось делать новые подиумы под них. Ну а после этого дошло дело и до сборки.

Фильтра были установлены в корпус, разумеется, на старое место они не встали, пришлось пересверливать отверстия и опускать фильтра ниже. Сверху фильтра были накрыты ватином, он специально на задней стенке сделан длиннее.

Читайте также:  Ленточный динамик своими руками

Трубы фазоинверторов перед установкой пришлось склеить, так как они развалились в руках на две половинки. В корпус они были вставлены на герметик и обклеены ватином.

Дошло дело до динамиков. ВЧ закреплены на подиумы через прокладки. СЧ стаканы вставлены в корпус на герметик. Сами стаканы до половины заполнены распушенной ватой. На динамики СЧ и НЧ наклеены уплотнители из автомобильного шумоизоляционного материала Сплен. При притягивании динамика он очень хорошо обжимает стык. СЧ динамик при нажатии уходит внутрь неохотно и возвращается медленно, что говорит о герметичности конструкции.

К сожалению металлические блестящие колпачки на НЧ и СЧ динамиках не пощадило время, они слегка облезли. Пришлось их покрасить акриловой краской из баллончика. Старался сделать это как можно более аккуратно и максимально тонким слоем.

И в завершение работ с корпусом были вырезаны ножки взамен убогих пластиковых родных. Ножки диаметром 7 см вырезал из листа мягкой резины толщиной 4 см. И пусть в меня аудиофилы кидаются тухлыми яйцами, но работают они ничуть не хуже чем шипы, от которых в ходе долгих размышлений я отказался.

После сборки получилось вот что:

После этого весь корпус был покрыт бесцветным матовым лаком. Пластиковые облицовочные панели изнутри были оклеены кусочками автомобильной виброизоляции STP Aero, это придало им вес и полностью убрало всю звонкость. Под панели на корпус были наклеены полосы Маделина, это специальный уплотнительный антискрипный материал, что-то вроде поролона с пропиткой. Сделано это для того, что бы прижать панели как можно плотнее к корпусу.

На этом работы были завершены

По результатам прослушивания можно сказать, что колонки стали играть гораздо лучше, чем до переделки, их стало приятно слушать. Сравнений никаких не будет просто по причине того, что сравнивать мне не с чем. Есть колонки Microlab SOLO2 Mk2, переделанные в пассивки. Те же самые треки с того же усилителя переделанные Веги играют гораздо лучше, впрочем это и не удивительно, класс этих микролабов совсем не высок. Сравнивать же Веги с наушниками Hifiman HE-400i как минимум глупо, это вещи совершенно разных классов и разных эпох.

Поставленные результаты достигнуты. Я поностальгировал по тем самым колонкам из детства, добился более качественного и приятного звучания и приятно провел время вместе со своим хобби. Сейчас эти колонки стоят у меня дома в качестве основных, но далеко не факт что через некоторое время их не сменит что-то более качественное, при этом вполне вероятно, что это могут быть и другие старые советские колонки.

Бюджет всего мероприятия не вышел за 5000 рублей, сюда включена покупка колонок, покупка динамиков и покупка некоторых материалов. За эти деньги найти что-то более качественное и лучше звучащее думаю невозможно. Кстати за ту же «Радиотехнику S-90» у нас просят 10000 🙂 Раскрутили их в интернете 🙂

Всем спасибо за внимание!

Автор: Александр (Talion_amur), 2017


На фоне столярных работ по ремонту Б1-01 образовалось время, пока корпус вертушки просыхал, а настрой на доработку чего-нибудь ещё не иссяк. Решил заняться доработкой веговских колонок. Точнее не так. Была ночь, вертушкой нельзя было заниматься и я решил перепаять фильтры в вегах. Зная своё умение разобрать и забросить, сразу поставил цель делать так, чтобы в любой момент можно было собрать обратно.
Решил начать с замены проводов в одной колонке на медь 2.5мм кв. Кстати, всё что было использовано в работе у меня уже имелось и стоимость материала не подсчитаю. Всё, что использовал было отложено для с-90, но они похоже ещё не скоро дождутся доработки, да и заслуживают более качественного тюнинга.

Итак! Первым делом перепаял один фильтр. Второй не стал перепаивать, потому что хотел сделать одну колонку, сравнить звучание и потом сделать вторую. В дальнейшем от этой идеи отказался и на каком-то этапе уже делал параллельно обе колонки. Скажу, что фильтры не трогал и не перенастраивал, только заменил хиленькие проводочки на нормальную медь. С байками про безкислородную медь идите мимо, в веги более чем достаточно отечественный ПВ-3.

Опять же оговорюсь, что многое я делал через заднее место, поэтому не повторяйте моих ошибок. Если собрались тюнинговать веги, то первым делом их надо полностью разобрать. Во время разборки я на всякий случай на каждой части ставил римскую I или II, типа к какой из колонок относится эта часть, чтобы потом собрать как и было в исходной комплектации.
После снятия динамиков, фильтров, "звукопоглотителя", осматриваем корпус на предмет проклейки. Так же я сразу выбил болты, на которых крепились фильтры. Ещё я многие части шлифанул балгаркой со шкуркой.

Мне акустика досталась 91-го года выпуска, а это автоматически значит, что экономили на всём, чём можно. Корпус первой колонки был целый и не рассохшийся, у корпуса второй колонки болталась верхняя крышка, поэтому я её совсем выбил, проклеил боковые стенки в верхней части, а затем и приклеил верхнюю стенку.

Все работы по склейке выполнял с помощью ПВА и пресса. В качестве пресса кусок чугунины кило так на 20. Главное не надо спешить и оставлять склеиваться на сутки, как положено по технологическому процессу.
После проклейки корпусов вырезаем сзади отверстие под терминал. В моём случае были использованы терминалы под би-вайринг, поэтому пришлось смещать фильтры и просверливать новые отверстия под болты.

Опять же сразу предупрежу. Грабли, на которые я наступил уже во второй паре колонок — сверлите все дырки до оклейки синтепоном. Очень неприятно потом со сверла снимать намотанный синтепон и приклеивать заного вырванный кусок. В частности нынче я налетел когда сверлил дырки под провода для СЧ и ВЧ динамиков.
После того, как всё вырезано и просверлено, начинаем герметизацию стыков, щелей, отверстий. Использовать можно любую шпатлёвку по дереву. Я использовал из тюбика. Где было возможно выдавливал с помощью пистолета и размазывал пальцем, где не представлялось возможным, просто выдавливал на палец мелкими партиями и размазывал по всем стыкам.
После герметизации стыков я установил терминалы. Снимать их в дальнейшем я не видел смысла, поэтому между корпусом колонки и терминалом промазал ПВА и всё это стянул винтами, опять же с целью герметизации.

После терминалов занялся приклейкой синтепона. На разных форумах спорят что лучше приклеивать или пристреливать. Дело сугубо личное, но я просто намазывал всю стенку ПВА и накладывал синтепон. Синтепон использовал толщиной 10мм. Мало или много такой толщины напишу потом, когда буду давать оценку звучанию.
Первым делом оклеил задние стенки, затем боковины. Болты под фильтры прикрутил после оклейки, проблем с протыканием синтепона не возникло никаких.

Верх, передняя стенка и низ оклеивались единым куском. Вначале приклеил сверху и до середины передней стенки. Затем, после высыхания клея вырезал отверстие под СЧ динамик и продолжил оклейку нижней части передней стенки и дна. Во время оклеивания предварительно вырезанный кусок удобно свернуть в рулон и раскатывать в порядке (задняя стенка-верх), (верх-передняя стенка), (передняя стенка-низ), (низ-задняя стенка).
Не забываем вырезать кусок для доступа к терминалам. Точнее не вырезать кусок, а сделать прорезь по центру, чтобы получились этакие шторки, которыми потом можно будет накрыть провода.

После завершения всех этапов внутренней оклейки, были установлены фазоинверторы и ВЧ динамики. Синтепон за ВЧ не вырезался, а фазики были обмотаны тем же синтепоном. Главное не закрыть отверстие фазика. Всё что я собирал, сразу промазывал шпатлёвкой, в том числе фазики. Так как вытащить фазики в последствии было проблемно, то не стал экспериментировать. После сборки на очень большом НЧ сигнале слышен сильный шум перекачиваемого воздуха. В с-90 в своё время между двумя половинками фазика зажимали кусочек марли и оно вроде как спасало. Можно попробовать в вегах такой же ход.
Прокладка из фанеры под ВЧ динамик приклеивалась к корпусу на ПВА, а между фанеркой и самим динамиком использовалась прокладка из резины. Можно найти готовые прокладки, а можно сделать самому из старой камеры от велосипеда. Подробнее опишу на НЧ секции.

Дальнейшие манипуляции выполнялись в следующей последовательности.
1)Установка фильтров. К тому времени я заменил провода на втором фильтре.

2)Подсоединение проводов к терминалам.
3)Вывод и припаивание проводов к ВЧ динамику.

4)Шьём кожух на СЧ стакан, примеряем, затем вставляем этот кожух в отверстие под СЧ и придерживая изнутри устанавливаем СЧ стакан. Опять же для герметизации сч стакан был приклеен к корпусу с помощью ПВА. Смысла снимать стакан в дальнейшем я не вижу, поэтому он и был приклеен намертво.
5)Вывод проводов под СЧ диамик.

В дальнейшем я не фотографировал процесс, поэтому будет только описание и конечный результат.
После высыхания клея, заполняем СЧ стакан звукопоглотителем примерно до половины. Припаиваем провода к СЧ динамику, обматываем динамик кусочком синтепона и собираем всё это дело.
Далее я промазал шпатлёвкой стык между передней стенкой и СЧ стаканом и провода в местах прилегания к корпусу, а так же в местах вывода из отверстий для герметизации и устранения паразитных вибраций.

В первой сборке я просто припаял НЧ динамик и прикрутил его к корпусу. На синусоидах ниже 40Гц из щелей попёр воздух. Щели оказались в зазоре между корпусами и НЧ динамиками. Заводской прокладки под динамик у меня не было, поэтому использовал старую велосипедную камеру. Она уже сформирована под окружность и если правильно вырезать, то идеально встанет по краю отверстия. Прокладку приклеивал на клей момент кристал, можно использовать обычный момент, разницы ни какой не вижу. При использовании контактного клея не забывайте, важна не продолжительность, а усилие. Вобщем следуйте согласно инструкции к клею.
После повторной сборки свист из зазоров между корпусом и НЧ устранился, но на сигналах меньше 40Гц с сильной амплитудой слышно конкретное шуршание. Звук идёт из фазоинверторов. Что именно я так и не понял. Возможно НЧ динамики шуршат мишурной жилой, возможно воздух в фазиках начинает работать как источник звука, возможно провода, которые идут от фильтра к динамикам вибрируют, что вряд ли. Возможно всё сразу. Но заметно всё это только при включении НЧ генератора. При прослушивании музыки немного слышно только на очень динамичной музыке, напр. infected mushroom и при отключеной секции СЧ+ВЧ.

ИТОГО.
Было затрачено чуть меньше двух недель, по нескольку часов в день, т.ч. можно спокойно заниматься вечерами. Очень много времени ушло на высыхание клея и шпатлёвки.
Израсходовано примерно 2х3м синтепона 10мм; около 10 метров провода ПВ3 сечением 2.5мм кв.; терминалы для подключения + 8 винтов М4х20мм + 8 шайб + 8 гаек; 8 винтов М4х35 с потайной головкой + 16 широких шайб + 16 гаек для крепеления фильтров; некоторое количество стяжек для проводов в фильтрах; ПВА примерно 200-250мл; один балон под пистолет шпатлёвки по дереву; новые саморезы на замену родных шурупов, крепящих динамики.

При первом тестовом прослушивании кардинальная разница стала заметна на СЧ+ВЧ. Звук стал более выраженый, возможно детальный и чистый. Но сразу появилось ощущение, что они гораздо сильнее НЧ секции, что потом подтвердилось не только моим мнением. По этому поводу есть несколько мыслей. Во-первых НЧ стал более собранным и чётким, пропала размазанность и бубнение. Во-вторых возможно я переусердствовал со звукопоглотителем и можно было использовать синтепон меньшей толщины. Втретьих у меня нету тембр-блока и возможно всё и так хорошо, просто придётся ситуацию выправить на усилителе.
Вобщем с одной стороны низ стал гораздо приятнее, а с другой стороны его стало меньше.
Ещё когда гонял генератором на слух ощущался резонанс на 60Гц.

Исходя из всего, что получилось, считаю силы затрачены не зря и толк от доработки (сборки заного) есть. С учётом того, что мне эти колонки достались почти даром (с рук продаются от 500р до 1500р), плюс стоимость материала потянет рублей 500, то за свою цену весьма неплохая акустика получилась. Я бы не прочь сравнить с чем-нибудь, что можно купить из китайского-буржуйского за эту сумму, даже на вторичном рынке.
Вобщем, кто имеет в распоряжении данный конструктор и не собирается брать что-то новое (или собирается), советую доработать свои колонки и возможно ещё долго не появится желание чего-то нового. У кого возникнут вопросы — пишите, отвечу.
ЗЫ: Колонки не плохи, конечно, но я хочу собрать свои С-90))
ЗЫЫ: Ещё не установил пластиковые морды, боюсь что звук с ними изменится не в лучшую сторону, но об этом потом отпишусь.

В детстве у одного из моих друзей дома стояли колонки Вега 50АС-106, тогда они запали в душу своим дизайном, еще бы, ведь тогда, в начале 90-х для меня, мальчишки эти колонки со своими пластиковыми накладками были чем то космическим, верхом совершенства. Ну а о качестве музыки мы тогда не особенно задумывались. Хотелось иметь у себя такие. Время прошло, а в памяти те колонки остались, как и осталось желание их получить. Появились и возможности по их приобретению.

Фото не мое, взято тут

Небольшое отступление. Данный пост не претендует на истину в последней инстанции, так же он не претендует на какие то аудиофильские изыски, а так же на то, что полученный результат бьет все рекорды. Прошу не спорить на тему «зачем ты с ними возился, лучше бы купил новые нормальные», мне хотелось именно ТЕ колонки, как память из детства. Для прослушивания музыки у меня есть наушники Hifiman HE-400i и самодельный ламповый усилитель к ним, данный комплект уже претендует на некоторое качество, хотя с аудиофилами спорить не собираюсь.

Всех, кого заинтересовал, прошу под кат.

Покупка и первоначальный осмотр

С покупкой все получилось очень просто, я нашел того самого друга из детства и оказалось, что что те самые колонки все еще у него. Хотя и стоят в чулане и не используются уже с десяток лет. За символическую сумму мы ударили по рукам и колонки перешли ко мне. Сразу при покупке мне было сказано, что один ВЧ динамик сгорел и требует замены. Плюс колонки были изрядно запыленные, а на металлических решетках вылезла ржавчина. Далее колонки были подключены к усилителю для проверки работоспособности. Все динамики оказались рабочими кроме одного ВЧ, что подтвердилось его прозвонкой тестером в последующем. Конечно, звук колонок в состоянии как есть меня не порадовал. После первого включения колонки были полностью разобраны. Корпус проверен на крепкость швов, частенько у старых советских колонок боковые панели просто расклеиваются. Мне повезло, все стыки были проклеены крепко, кстати мои корпуса были сделаны полностью из фанеры включая заднюю стенку, что в этой модели не часто встречается. Гораздо чаще из фанеры боковые стенки а задняя из ДСП.

Далее был полностью разобран фильтр для проверки его соответствия оригинальной схеме, кстати вот она:

Конденсаторы и резисторы по номиналам совпали со схемой. Все конденсаторы у меня стояли металло-бумажные МБГО, что в целом не так уж плохо, ведь в реальных конструкциях людям встречались и электролиты. Кстати конденсаторы после измерения показали отклонения от номинала в пределах 1% что просто замечательно. Но больше всего меня интересовали индуктивности катушек, а вот с ними то ожидаемо не повезло. НИ ОДНА из катушек не соответствовала схеме по индуктивности, причем более того, катушки еще и не соответствовали друг другу в парах колонок. Например индуктивности катушек НЧ составляли 0,85 мГн и 0,64 мГн, при том что по схеме она должна быть 2,8 мГн. С СЧ и ВЧ история совершенно та же. Ну да ладно, все равно схема будет переделываться полностью.

План работ

После первоначального осмотра был составлен примерный план:

1. Проклейка всех швов, стыков и отверстий изнутри колонок герметиком;
2. Вклеивание внутрь корпуса деревянных распорок по схеме перед-зад и лево-право;
3. Обработка всех стенок резино-битумной мастикой для уменьшения резонансов;
4. Оклеивание всех стенок слоем ватина;
5. Замена ВЧ динамиков с изготовлением новых подиумов под них;
6. Полная переделка фильтров с изменением схемы и номиналов деталей;
7. Замена всех уплотнителей под динамиками;
8. Замена всех проводов;
9. Установка портов с клеммами;
10. Отмывка панелей и покраска решеток;
11. Снижение резонансов и дребезга лицевых панелей;

Ну раз план составлен, можно приниматься за работу.

Режем, пилим, мотаем, паяем, красим и так далее

Первым делом были разобраны и отмыты лицевые панели. Металлические сетки ошкурены, обработаны преобразователем ржавчины и покрашены. После этого панели были собраны назад, причем металлические сетки были установлены в пластик на герметик, дабы исключить их дребезг. Герметик снаружи не видно.

Далее все стыки корпуса, отверстия были тщательно промазаны строительным силиконовым герметиком изнутри. Это сделано для того, что бы исключить любые присвисты от выходящего воздуха. Щелей в корпусе особо и не было, но все же. Следующим этапом в корпус были вклеены по две распорки из сухих штакетин сечением 45х20 мм, вклеены они между передней-задней стенками и между левой-правой стенками, причем распорки еще и склеены между собой, так что получилась жесткая крестовина. Таким образом мы повышаем жесткость корпуса, ведь панели тут уже достаточно большие а толщина стенок всего 12 мм. После этого корпус изнутри весь промазан на два слоя резино-битумной мастикой.

Следующим этапом стала врезка портов с винтовыми клеммами для ввода проводов внутрь корпуса. (фото почему то не сохранилось)

Для обивки корпуса изнутри был приобретен обыкновенный ватин, в магазине тканей, там он толщиной где то 6-7 мм, поэтому были изготовлены маты из сложенного в три слоя ватина. Маты эти были приклеены по всем стенкам кроме передней, на ту же резино-битумную мастику и дополнительно по углам закреплены мебельным степлером.

После окончания работ с корпусом пришло время заняться электрической частью. Во первых нужно было решить что же поставить на замену родных ВЧ динамиков. Найти родной ВЧ мне не удалось а в интернете за них просят довольно не мало, от 700 до 1000 рублей за старый ВЧ я думаю много. К тому же, в интернете широко распространено мнение, что родные 10ГДВ-2 в целом не особенно хороши. Почитав интернеты и прикинув бюджет, а так же целесообразность покупки дорогих пищалок для этих колонок были выбраны наши 15ГДВ92-16, производства Новосибирской НОЭМА. По сопротивлению и чувствительности они одинаковы с 10ГДВ-2, а по качеству, говорят, значительно их превосходят. Кстати, спасибо фирме НОЭМА за оперативную отправку и хорошую упаковку заказанных динамиков.

Пока динамики ехали посредством Почты России я занялся переделкой фильтров. Опять же сначала очень долго копал форумы, собирал мнения и в итоге нашел схему переделки фильтров этих колонок, с хорошими отзывами и достаточным обоснованием от автора.
Схема была взята здесь

Несколько забегая вперед скажу, что звучание колонок с этими фильтрами мне понравилось.
Как видно, на НЧ и СЧ здесь используются катушки с достаточно высокой индуктивностью. Намотать такие на «воздухе» не так то просто, ведь при этом она должна иметь еще и малое сопротивление, а это значит нужно использовать толстый провод, габариты катушек получаются не маленькие. Поэтому было принято решение мотать катушки на каркасах с сердечниками из трансформаторного железа. В качестве каркаса взята сантехническая полипропиленовая труба диаметром 40 мм, внутрь были плотно набиты полоски трансформаторного железа, нарезанные из старых советских трансформаторов. Катушка НЧ намотана проводом диаметром 1,6 мм по лаку, а СЧ 1,2 мм по лаку. Катушки ВЧ были намотаны на родных каркасах без сердечников, родным же проводом, там он где то 0,6-0,8 мм по лаку. Все катушки мотались с тщательным контролем получаемой индуктивности с помощью LC-метра. Это позволило добиться практически идеального совпадения индуктивности со схемой. Конденсаторы в фильтрах оставлены родные МБГО, все резисторы заказаны новые мощностью 35 Вт, сопротивлением 10 Ом и 3,3 Ом. Резисторы 10 Ом были взяты с запасом и с помощью тестера отобраны номиналы наиболее близкие к указанным в схеме. Вся разводка фильтра выполнена жестким одножильным монтажным проводом сечением 2,5 мм2. Данное сечение выбрано не столько из желания делать провод как можно более толстым, а для того что бы провод не болтался и из него можно было согнуть надежные контактные площадки.

Пока возился с фильтрами, а заняло это не один день, пришли динамики. Разумеется, их габариты отличались от старых, поэтому пришлось делать новые подиумы под них. Ну а после этого дошло дело и до сборки.

Фильтра были установлены в корпус, разумеется на старое место они не встали, пришлось пересверливать отверстия и опускать фильтра ниже. Сверху фильтра были накрыты ватином, он специально на задней стенке сделан длиннее.

Трубы фазоинверторов перед установкой пришлось склеить, так как они развалились в руках на две половинки. В корпус они были вставлены на герметик и обклеены ватином.

Дошло дело до динамиков. ВЧ закреплены на подиумы через прокладки. СЧ стаканы вставлены в корпус на герметик. Сами стаканы до половины заполнены распушенной ватой. На динамики СЧ и НЧ наклеены уплотнители из автомобильного шумоизоляционного материала Сплен. При притягивании динамика он очень хорошо обжимает стык. СЧ динамик при нажатии уходит внутрь неохотно и возвращается медленно, что говорит о герметичности конструкции.

К сожалению металлические блестящие колпачки на НЧ и СЧ динамиках не пощадило время, они слегка облезли. Пришлось их покрасить акриловой краской из баллончика. Старался сделать это как можно более аккуратно и максимально тонким слоем.

И в завершение работ с корпусом были вырезаны ножки взамен убогих пластиковых родных. Ножки диаметром 7 см вырезал из листа мягкой резины толщиной 4 см. И пусть в меня аудиофилы кидаются тухлыми яйцами, но работают они ничуть не хуже чем шипы, от которых в ходе долгих размышлений я отказался.

После сборки получилось вот что:

После этого весь корпус был покрыт бесцветным матовым лаком.

Пластиковые облицовочные панели изнутри были оклеены кусочками автомобильной виброизоляции STP Aero, это придало им вес и полностью убрало всю звонкость. Под панели на корпус были наклеены полосы Маделина, это специальный уплотнительный антискрипный материал, что то вроде поролона с пропиткой. Сделано это для того, что бы прижать панели как можно плотнее к корпусу.

На этом работы были завершены. По результатам прослушивания можно сказать, что колонки стали играть гораздо лучше чем до переделки, их стало приятно слушать. Сравнений никаких не будет просто по причине того, что сравнивать мне не с чем. Есть колонки Microlab SOLO2 Mk2, переделанные в пассивки. Те же самые треки с того же усилителя переделанные Веги играют гораздо лучше, впрочем это и не удивительно, класс этих микролабов совсем не высок. Сравнивать же Веги с наушниками Hifiman HE-400i как минимум глупо, это вещи совершенно разных классов и разных эпох.

Поставленные результаты достигнуты. Я поностальгировал по тем самым колонкам из детства, добился более качественного и приятного звучания и приятно провел время вместе со своим хобби. Сейчас эти колонки стоят у меня дома в качестве основных, но далеко не факт что через некоторое время их не сменит что то более качественное, при этом вполне вероятно, что это могут быть и другие старые советские колонки.

Бюджет всего мероприятия не вышел за 5000 рублей, сюда включена покупка колонок, покупка динамиков и покупка некоторых материалов. За эти деньги найти что то более качественное и лучше звучащее думаю невозможно. Кстати за ту же Радиотехнику S90 у нас просят 10000 🙂 Раскрутили их в интернете 🙂

Ссылка на основную публикацию
Днепровский канал в крыму на карте
Первым автором идеи использования днепровской воды для орошения крымских земель в 1833 г. был действительный статский советник, инспектор южнороссийского сельского...
Где находится облачное хранилище на андроиде самсунг
Не все владельцы мобильных устройств Samsung знают, что в их распоряжении есть полезный сервис Samsung Cloud. В данной статье мы...
Где находятся сервера steam
Please complete the security check to access youhack.ru Why do I have to complete a CAPTCHA? Completing the CAPTCHA proves...
Документ ворд стал в клеточку как убрать
Лист в клетку можно увидеть в документах Word, если нажать всего на одну клавишу. Это фоновый рисунок, который виден только...
Adblock detector