Цикл в цикле паскаль

Цикл в цикле паскаль

При составлении программ часто возникает необходимость сократить запись кода при повторении однообразных команд. А когда количество их повторений заранее неизвестно и определяется некоторым условием, то можно использовать структуру — цикл с предусловием или цикл с постусловием.

Цикл — одна из форм управляющих конструкций в языках программирования. Используется для многократного выполнения набора команд.

Цикл с предусловием

На рисунке ниже представлена блок-схема цикла с предусловием. Другие названия цикла: цикл-пока, цикл с заданным условием продолжения работы.

Особенность данного вида цикла: операторы цикла будут повторяться до тех пор, пока условие истинно. Его проверка делается каждый раз перед выполнением операторов цикла. Цикл может ни разу не выполниться, если его условие ложно.

Цикл while pascal

На рисунке показано два варианта записи данной структуры на языке программирования Паскаль:

  • с использованием операторных скобок (begin end), выполнение двух и более команд;
  • запись с одной командой.

Задание 1. Даны два положительных числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без
наложений). Не используя операции умножения и деления, найдите длину незанятой части отрезка A.

Решение:
Вариант 1

Основа программирования – циклы, например, for. Pascal. Как и любой компьютерный язык, он также содержит такие конструкции в своём синтаксисе.

Назначение циклических операторов

Типичная задача – заставить компьютер выполнять одно и то же действие несколько раз. Вот здесь и спасают конструкции, позволяющие организовать повторение кода. Итак, цикл в программировании – это многократно исполняемое действие, организуемое с помощью средств языка.

Язык программирования Pascal включает несколько таких конструкций:

  • for – повтор с параметром;
  • while – повтор с предусловием;
  • repeat . until – повтор с постусловием.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность циклических конструкций, начинающие программисты сталкиваются с рядом проблем при их реализации. Наибольшие сложности вызывает постановка условий выхода из цикла. В этом отношении счётный оператор for является самым незамысловатым.

Структура

Чтобы записать конструкцию повтора с параметром, нужно набрать следующий код:

В примере зарезервированные слова языка для удобства написаны заглавными буквами, на практике можно использовать строчное начертание. Используемые переменные и операторы приведены в фигурных скобках. Они означают:

  • <a> – переменная любого счётного типа, чаще всего INTEGER;
  • <b>, <c> – выражения счётного типа, такого же, как и <a>;
  • <d> – произвольный оператор/операторы языка, называемые также телом цикла.

Отрабатывая конструкцию for, Pascal рассчитывает значение <b>, присваивает <a> := <c>, после чего запускается повтор действий:

  • проверка условия <b><c>. Вывод: не рекомендуется обращаться к <a> после выполнения конструкции for.
  • В теле цикла (то есть после слова do) не рекомендуется использовать какие-либо операторы, изменяющие значения параметра <a>. Следование данному правилу ошибки не вызовет, но будет нарушена логика программы.

Следующее правило является общепринятым и соответствует «хорошему тону» в программировании: чтобы было удобно работать с кодом, необходимо записывать операторы тела цикла не с первой колонки. Например, делая 2–3 пробела слева или используя клавишу Tab.

Данное предписание применимо не только к языку паскаль. Для «чайников» оно позволяет быстро найти и исправить ошибку в инструкциях.

Типичные задачи

Допустим, необходимо выполнить табуляцию функции вида f(x) = 3*x + 15, то есть получить таблицу из M значений функций в диапазоне [x1; x2], где x1 и x2 – минимальное и максимальные значения аргумента. Решать эту и подобные задачи помогает конструкция for. Pascal рекомендует записать программный код следующим способом:

Поскольку шаг изменения x не задан, значение аргумента рассчитывается в ходе программы при каждой итерации с помощью формулы: x:= x1+(x2–x1)*(a–1)/(M–1).

Цикл в цикле

Ввиду того, что внутри конструкции разрешается использовать любые операторы, допускается поместить в её тело ещё один цикл for. Pascal имеет стандартное описание для данной задачи, сходное с другими языками программирования:

Читайте также:  Драйвер для оптического привода

Чтобы конструкция работала верно, необходимо соблюдать условие: счётчики в каждом цикле должны быть разные. Иначе внутренний цикл будет менять значение параметра внешнего цикла, что приведёт к логическим ошибкам.

Primary tabs

Forums:

Мы переходим к одному из самых интересных из наших уроков по Паскалю, речь здесь пойдёт о вложенных циклах, чтобы перейти этому уроку, вы должны быть уже знакомы с конструкциями циклов:

  1. for — цикл с параметром.
  2. while — цикл с предусловием.
  3. repeat/until — цикл с постусловием.

Основная идея использования вложенных циклов

Основная идея использования вложенных циклов состоит в том, что даже когда некий процесс, требует цикла — повтора действий (т.н. "внешний цикл"), то даже внутри отдельного действия можно запустить свой цикл (т.н. "внутренний" или "вложенный цикл") для решения какой-то "местной" задачи.

То есть: внутри витка внешнего цикла, можно запустить цикл внутренний, тогда на один виток внешнего цикла, внутренний цикл будет каждый раз выполнять все свои витки.

Графическое представление вложенных циклов

Работу циклов также можно сравнить с вращением связанных шестерёнок разного размера:

— внешний цикл это как бы большая шестерёнка, за один свой оборот (виток цикла), внешний цикл заставляет вращаться вложенный цикл (меньшую шестерёнку) несколько раз.

Такая иллюстрация точна в случае, если число повторов вложенного цикла не зависит от того какой именно (1-ый, n-ый или иной) виток делает внешний цикл, а так бывает не всегда. Почему выясним, рассматривая примеры ниже.

Примеры кода решений задач с вложенными циклами

Пример №1.1: Repeat/until + For: работа с пользователем до его указания на завершение программы

Предположим, что вы работаете с пользователем раз за разом выполняя похожие действия до тех пор, пока пользователь не введёт какую-то команду, показывающую, что пора заканчивать работу.

В этом случае ожидание очередной команды от пользователя, а также реакцию на неё имеет смысл поместить в тело цикла. Пусть при этом в ответ на команду нам тоже нужно делать что-то, что решается с помощью цикла — вот мы и получили первый пример схемы, где без вложенных циклов не обойтись.

В качестве конкретного пример рассмотрим решение задачи:

Пользователь вводит целые положительные числа, большие $5$. Пока он не введёт число $22$ в ответ на каждое введённое число выводите все целые числа от $1$ до этого числа, если же пользователь ввёл ноль, то объявите о завершении работы программы.

Прокомментируем это решение:

  1. В качестве внешнего цикла мы выбрали repeat/until, чтобы проверять условие уже после ввода значения пользователем.
  2. В качестве внутреннего цикла мы выбрали for — ведь каждый раз будет известно число, до которого надо выводить меньшие числа. Можно было бы использовать и любой другой цикл, но for в таких случаях использовать грамотнее и красивее.
  3. минусом выбора repeat/until внешним циклом является то, что эта программа, в случае если пользователь введёт число $22$, все равно выведет ряд чисел, а только потом завершится.

Последний пункт вызывает желание (да-да, программирование должно вас увлекать 😉 переписать код так, чтобы в случае, если пользователь ввёл $22$ ряд чисел не выводился.

Пример №1.2 (продолжение): While + For: работа с пользователем до его указания на завершение программы

Это пример является продолжением предыдущего и одновременной иллюстрацией ситуации, где цикл For вложен в While:

Читайте также:  Как закрутить гайку на смесителе под раковиной

Как работает эта программа:

  1. Сначала, ещё до цикла мы просим пользователя ввести число первый раз, если это число = 22, то цикл вообще не начнётся и программа будет завершена без вывода ряда.
  2. Если пользователь вводит число не равное 22, то цикл начнётся, так как число уже известно, то в витке цикла мы сначала выведем значения до введённого числа, а только потом в конце витка запросим очередное число.

Пример №2 — вывод таблицы умножения

Вывод всевозможных таблиц — классический пример задач, где требуются вложенные циклы.
Основная идея в подобных задачах состоит в том, что:

  1. есть какой-то главный (внешний) цикл, тело которого должно решить задачу вывода на экран очередной строки (ну и расчета значений, которые нужно выводить)
  2. но задача в вывода очередной строки в теле внешнего цикла, решается размещением в этом теле ещё одного вложенного цикла, который, например, формирует эту очередную строку из неких фрагментов, например символов или групп символов.

Таким образом получается, что на один виток внешнего цикла приходятся все витки внутреннего цикла, на второй виток внешнего внутренний цикл снова работает несколько раз до своего очередного завершения и т.д.

Рассмотрим решение задачи:

Вывести на экран таблицу умножения чисел от 1 до 9.

Решение (for в for):

Конечно, в качестве внешнего цикла можно было бы использовать любую другую из оставшихся двух конструкцию, например, давайте перепишем это решение используя вложение for в while:

Или даже while в repeat-until:

Задачи для самостоятельного решения

  1. Выведите на экран таблицу умножения используя только циклы вида repeat/until.
  2. Выведите на экран таблицу умножения используя только циклы вида while.
  3. Выведите на экран таблицу умножения используя один цикл while и один repeat-until .
  4. Пользователь вводит числа до тех пор пока не введёт число меньшее $1$. В ответ на каждое введённое им число выводите на экран все нечетные числа от 1 до это числа, при этом делящиеся на 5. Если же пользователь ввел число меньшее $1$, то завершите программу.
  5. Пользователь вводит первое целое число-ограничитель $m$. А затем начинает вводить целые числа по одному, пока не введёт число большее числа-ограничителя.
    Если очередное целое число больше $1$, то в ответ на каждое такое число программа должна выводить все целые числа от единицы до этого числа.

Примечание: это задача на вложенные циклы, в качестве внешнего надо использовать while, а в качестве внутреннего можно использовать или for или while.

  • Пользователь вводит целое положительное число, если оно не соответствует критериям (то есть не является положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведете на экран все числа от 1 до введённого пользователем.
  • Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в случае, если число удовлетворяет требованиям (целое, положительное), то на экран выводились четные числа.
  • Выведете на экран числа от 1 до 5 два раза с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
  • M раз выведете на экран числа от 1 до N с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
    $
    left.
    egin
    1 & . & N \
    1 & . & N \
    end

    ight> ext
    $
  • Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в каждой чётной (той, у которой номер чётный) строке выводилось N символов, а в каждой нечетной N/2 символов (сделайте проверку того, что $N/2$ больше нуля)
  • Пользователь вводит числа до тех пор пока им не будет передан ноль. В ответ на каждое число программа должна сообщать чётное оно или нет.
  • Пользователь вводит четное целое число (если нечетное сообщите об ошибке). Делите это число в цикле на $2$ до тех пор пока оно делится, выводя каждый промежуточный результат, например для $12$ в консоли получим:
  • Читайте также:  Сайт на платформе wix

    А для 8:

    Пользователь вводит два целых числа $M$ и $N$, если $M$ четное, делайте то же, что и в предыдущей задаче, а если нечётное, то умножайте $M$ в цикле на $3$ до тех пор пока результат не станет больше $N$ (и выводите каждый из промежуточных результатов умножения на экран), например для:

  • С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу умножения числе от 1 до 9, начнётся она как-то так:
  • С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу деления чисел от 1 до 9.
  • Пользователь вводит целое положительное число $N$, если оно не соответствует критериям (то есть не является положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведите на экран все числа последовательности, не большие $N$, сформированной следующим образом:
  • — то есть всё начинается с восьмерки, затем число увеличивается на 2, затем выводит тройка и ещё пара увеличенных на 2 чисел и т.д.

    Модифицируйте решение предыдущей задачи. так чтобы пользователь вводил второе число $M$, которое отвечало бы за длину возрастающего фрагмента, например для $M=4$:
    $ underbrace<8 ;10 ;12 ;14>_< ext<четыре числа>> ;3 underbrace<;16 ;18 ;20 ;22>_< ext<четыре числа>> ;3 ; . ;3 ;. ; ext <и т.д.>$

    Заметьте. что в предыдущей задаче $M$ было зафиксировано $=2$:
    $ underbrace<8 ;10>_< ext<два числа>> ;3 underbrace<;14 ;16>_< ext<два числа>> ;3 ; . ;3 ;. ; ext <и т.д.>$

    Модифицируйте решение предыдущей задачи, так, чтобы длина возрастающего фрагмента каждый раз увеличивалась на единицу (начиная с двух):
    $underbrace<; 8 ;10>_< ext<два числа>> ;3; underbrace<8 ;10 ;12 >_< ext<три числа>> ;3; underbrace<;14 ;16 ;18 ;20>_< ext<четыре числа>> ;3 ; . ;3 ;. ; ext <и т.д.>$

    ПРИМЕЧАНИЕ: эту задачу можно решить, как вложенными циклами, так и вообще одним циклом (что более изящно), при этом решение одним циклом можно сделать, как используя делимость нацело (для определения момента вывода тройки), так и не используя.
    Решите всеми тремя способами.

    Пользователь передает целое положительное число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$ "ёлочкой", например для $N = 17$:

    ПРИМЕЧАНИЕ: эту задачу можно решить, как вложенными циклами, так и вообще одним циклом (что более изящно), при этом решение одним циклом можно сделать, как используя делимость нацело (для определения момента вывода тройки), так и не используя.
    Решите всеми тремя способами.

  • Модифицируйте предыдущий вывод "ёлочкой" так, чтобы в каждой нечетной строке выводились только четные числа, а в каждой четной только нечетные.
  • Пользователь передает целые положительные число $N$ и $M$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина "ёлочки" увеличивалась до $M$ чисел, то уменьшалась до $1$. Например, для $M = 3$ и $N = 25$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; \
    4; 5; 6;;;;;;;;; ext <—максимум три числа>\
    7; 5; \
    9; \
    10; 17; \
    18; 19; 20;;;;;;; ext <—снова три числа>\
    21; 22; \
    23; \
    24; 25;.
    $
  • Пользователь передает целые положительные число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина "ёлочки" росла волнами. Например, для $M = 49$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; ;;;;;;;; ext <—сначала до двух>\
    4; \
    5; 6; \
    7; 8; 9; ;;;;;;;; ext <—потом до трёх>\
    10; 11; \
    12; ;;;;;;;; ext <—возвращаемся к одному>\
    13; 14; \
    15; 16; 17; \
    18; 19; 20; 21; ;;;;;;;; ext <—тут уже четыре>\
    22; 23; 24; \
    25; 26; ;;;;;;;; ext <—снова убывает >\
    27; \
    28; 29; \
    30; 31; 32; \
    33; 34; 35; 36; \
    37; 38; 39; 40; 41; \
    42; 43; 44; 45; \
    46; 47; 48; \
    49;
    $
  • Ссылка на основную публикацию
    Функция overdrive в мониторе
    Технология компенсации времени отклика LCD-матрицы, известная как Overdrive (у каждого производителя она имеет свое фирменное название) обеспечивает существенное ускорение переключения...
    Формула рандома в паскале
    Здравствуйте, уважаемые читатели нашего сайта. Сегодня мы рассмотрим две полезные процедуры в паскале - Random и Randomize.И опять я начну...
    Формула расчета мощности конденсатора
    Реактивная мощность обусловлена способностью реактивных элементов накапливать и отдавать электрическую или магнитную энергию. Eмкостная нагрузка в цепи переменного тока за...
    Функция еош в excel
    Всем добрый день! Эта статья посвящается вопросу, как можно избавится от ошибки в результате вычисления, так как это делает функция...
    Adblock detector