Через что лучше стримить процессор или видеокарта

Через что лучше стримить процессор или видеокарта

Это первая статья из серии, посвящённой игровым трансляциям — теме,которую не раз просили разобрать наши читатели.

В последующих статьях мы попытаемся найти правильный ответ на вопрос “Какое железо лучше?” и “Какие настройки качества лучше использовать?”. Эта статья будет посвящена настройкам — мы узнаем, какие настройки кодирования предлагают лучшее соотношение производительности и качества, и чем различные популярные режимы отличаются друг от друга.

Первая ключевая тема: какой метод кодирования лучше — программное кодирование процессора или кодирование с аппаратным ускорением видеокарты…

Для начала, прежде чем мы перейдём непосредственно к тестированию, поговорим о тестовой платформе.

Первый, волнующий нас вопрос — какой метод кодирования лучше: программное кодирование процессора или кодирование с аппаратным ускорением видеокарты. Это действительно важно, так как если кодирование видеокарты лучше, то процессор будет не так уж и важен для игровых трансляций, а если всё наоборот, то процессор становится важнейшим элементом для получения высокого уровня качества, причем не только в вопросе трансляций, но и итоговой игровой производительности.

В последние несколько месяцев кодирование с помощью видеокарты вышло на новый уровень за счёт того, что Nvidia обновили движок аппаратного кодирования на видеокартах с новой архитектурой Turing.


Фото с Techspot.com

На новых видеокартах много внимания было уделено повышению производительности и улучшению совместимости с HEVC, что не особо важно для стриминга. Новый движок архитектуры Turing предполагает 15% улучшение качества видео стандарта H.264, в сравнении с прошлым поколением видеокарт на Pascal (серия GTX 10xx). Мы определённо обратим на это внимание, а заодно посмотрим, как Turing работает с программным кодированием x264. Итак, в тестах мы будем использовать видеокарту RTX 2080, чтобы посмотреть на работу с кодированием Turing, Titan X Pascal для тестов видеокарты на Pascal, и Vega 64, чтобы увидеть, как пойдут дела у AMD.

Во второй части исследования мы рассмотрим программное кодирование с x264 при различных настройках. Сравнение программного кодирования на разных процессорах мы оставим для другой статьи — в этой нам интереснее разобраться в том, как каждая из настроек влияет на производительность и качество.


Фото с Techspot.com

Все тесты проводились на разогнанном до 4.9 GHz Core i7-8700k и 16 ГБ оперативной памяти DDR4-3000. Именно такую платформу мы рекомендуем для игр на максимуме. В будущем мы также планируем разобраться, насколько хорош 9900K в сравнении с процессорами Ryzen от AMD.

Для захвата мы используем последнюю версию OBS, настроенную на запись в 1080p при 60 кадрах в секунду с постоянным битрейтом 6000 кбит/с. Это максимальные настройки качества, рекомендованные Twitch. Если вы собираетесь сделать запись игрового процесса для иных целей, то мы рекомендуем вам поднять битрейт, но для ведения трансляции на Twitch, вам нужно иметь 6 Мб/с или ниже, если ваш канал не подключен к партнёрской программе.

Для тестирования мы используем Assassin’s Creed Odyssey, которая очень требовательна к процессору и видеокарте, а следовательно, у нее есть определенные проблемы с программным кодированием через процессор. Второй игрой будет Forza Horizon 4 — чуть менее требовательная к процессору, но довольно быстрая игра, с которой могут быть проблемы при низком битрейте. Обе игры представляют собой не самый удачный выбор для игровых трансляций, но каждая по-своему интересна для наших тестов.

Начнём с кодирования при помощи видеокарт, ведь долгие годы с ним были огромные проблемы. Больше всего нам интересно, получилось ли у Turing исправить ошибки своих предшественников, с которыми использовать кодирование было практически невозможно.

На видеокартах от Nvidia мы использовали NVENC в OBS и выбрали “Высокое Качество” при битрейте 6 Мбит/c. Разумеется есть и другие надстройки, но “Высокое Качество” выдаёт, как вы могли догадаться, самое высокое качество. На видеокартах Vega 64 от AMD мы опробовали множество разных настроек (как качества в целом, так и битрейта), но без особых успехов, как вы сами вскоре увидите.


Фото с Techspot.com

Сравнивая настройку NVENC на видеокартах Turing и Pascal, можно сказать, что при битрейте 6 Мбит/c разницы почти нет. В обоих случаях есть проблема с остающимися на картинке макроблоками, да и в целом качество оставляет желать лучшего. Если говорить конкретно о Forza Horizon 4 — макроблокинг наиболее заметен на дороге и смотрится ужасно. У Turing, конечно, картинка немного более чёткая, да и макроблоки вылезают реже, но в целом можно сказать одно — оба варианта отвратительны. Если вы собираетесь заниматься трансляцией игр, то это не тот уровень качества, которым можно впечатлить зрителей.


Фото с Techspot.com

У AMD ситуация ещё хуже — когда загрузка GPU близится к 100%, то кодирование просто напрочь ломается и выдаёт не более 1 кадра в секунду, чего не происходило с видеокартами от Nvidia. У нас получилось запустить энкодер с ограничением частоты кадров, что снизило загрузку видеоядра примерно до 60% в Forza Horizon 4, но даже с “Качественными” надстройками, Vega 64 выдавала картинку хуже, чем карты на Pascal от Nvidia.


Фото с Techspot.com

С тем, что энкодер от AMD “отвалился” еще в самом начале, давайте рассмотрим противостояние NVENC от Nvidia с процессорным программным кодингом x264. В более медленном тесте производительности Assassin’s Creed Odyssey, NVENC даже на “Высоком Качестве” заметно хуже, чем x264 с надстройками “Veryfast”, особенно при сравнении мелких деталей, хотя в обоих случаях используется битрейт 6 Мб/с. Veryfast x264 не идеален, но на фоне NVENC видеокарт Turing с огромным количеством макроблокинга и нечёткими деталями, он выглядит явным лидером.


Фото с Techspot.com

В более быстром тесте производительности Forza Horizon 4, NVENC видеокарт Turing местами уделывает надстройку veryfast x264. Вариант от Nvidia всё ещё страдает от макроблокинга, но у veryfast огромные проблемы с качеством деталей в движении. В игре с таким количеством движения, NVENC по качеству надстройки примерно равен “faster” x264. Тем не менее, надстройка “fast” x264 работает с движущимися объектами намного лучше, чем NVENC и даже полностью уделывает её, в случаях, когда движение на экране минимально, либо отсутствует вовсе.


Фото с Techspot.com

Это результаты оказались довольно неожиданными, особенно учитывая тот факт, что компания Nvidia обещала, что новый движок NVENC на картах Turing работает с H.264 на уровне надстройки fast у x264, если не лучше, при трансляции в качестве 1080p на 60 кадрах в секунду и битрейте 6 Мбит/с. Но, если посмотреть на тест в Assassin’s Creed Odyssey, можно увидеть совсем иное — программное кодирование попросту лучше.


Фото с Techspot.com

Говоря о надстройках программного кодирования x264, между каждой (veryfast, faster, fast и medium) есть довольно заметная разница. В медленном Assassin’s Creed Odyssey (если пока опустить проблемы с производительностью у каждой надстройки) — veryfast и faster выдают не самую лучшую картинку: множество смазанных кадров, макроблокинг в некоторых зонах и плохая обработка деталей в движении.

Эти две надстройки лучше оставить для тех случаев, когда качество не особо важно, поскольку при битрейте 6 Мбит/с изображение получается весьма посредственным.


Фото с Techspot.com

Надстройка fast — самый минимум, который стоит использовать, если вы действительно хотите обеспечить зрителям качественную картинку. Разница в качестве между faster и fast — довольно заметная, ведь ранее замыленные детали выглядят достаточно чётко.

Medium — ещё один шаг вперёд, однако разница в качестве между fast и medium меньше, чем между faster и fast. Как вы позже увидите, medium — довольно тяжёлая по производительности надстройка, поэтому запускать её на той же системе, с которой работает игра, явно не стоит. Кроме того, мы проверили надстройку slow, но там всё ещё хуже — столь сильный удар по производительности явно того не стоит.


Фото с Techspot.com

Для быстрого движения в Forza Horizon 4, опять же, стоит сразу забыть о veryfast, поскольку в случае с подобными играми он даже хуже NVENC. К сожалению, из-за битрейта в 6 Мбит/с, любая надстройка будет далека от оригинального материала, но medium визуально будет к нему ближе всего, да и смотрится намного лучше, чем с fast.

С faster, как уже говорилось выше, все ужасно, поэтому нет смысла использовать что-либо ниже fast для этого типа игр. Хочется заметить, что лучше всего работал бы medium на более высоком битрейте, но у Twitch есть ограничения, поэтому 6 Мбит/с — наш потолок битрейта.

Производительность

Начнём, пожалуй, с графиков влияния кодирования при помощи видеокарты на производительность.

Включив NVENC на картах Pascal или Turing, вы потеряете примерно 10-20% кадров в секунду, в зависимости от игры. Другими словами, между трансляцией с NVENC и выключенным стримом, разница в производительности будет 10-20%. Однако, чем больше игра зависит от видеокарты, тем сильнее NVENC ударит по производительности. Вот почему Forza Horizon 4 теряет больше кадров, чем зависимая от процессора Assassin’s Creed Odyssey.

Читайте также:  Потеряла айфон как восстановить фото

Но есть и хорошие новости! Пусть вы и будете играть на чуть более низких кадрах в секунду при использовании NVENC, на трансляции будет идеальная картинка без падения кадров, даже если игра грузит видеокарту на 100%. Кодирующий движок карт AMD не так сильно влияет на производительность игры, но в случае высокой загрузки видеокарты происходит падение числа кадров в секунду примерно на 90%, что, как мы упоминали ранее, делает его бесполезным.

Производительность в режиме программного кодирования зависит от конкретной игры. В случае с требовательной как к процессору, так и к видеокарте Assassin’s Creed Odyssey, использование программного кодирования процессора для ведения трансляции может негативно сказаться на частоте кадров, да и надстройки, обеспечивающие высокое качество, могут не справляться.

На системе с Core i7-8700K и RTX 2080 мы запустили Odyssey с собственными, особыми настройками графики, но игра работала стабильно (без проседания частоты кадров на трансляции) лишь на надстройке кодирования x264 veryfast. X264 veryfast также ударил по частоте кадров примерно на 17%, что даже больше, чем у NVENC. Тем не менее, veryfast для такой игры все равно смотрится лучше, чем NVENC, так что небольшой удар по производительности стоит того.

Тем временем, уже на надстройке faster можно заметить ухудшение качества трансляции. Хоть оно и составило всего 8.5%, с полученной картинкой трансляцию было трудно смотреть, она шла рывками. Кроме того, частота кадров в игре упала со средних 90 до 63, а самый минимум опустился почти до 30. Здесь ясно видно, что надстройка перегружает систему. С fast и medium ситуация ещё хуже — у них снижение числа кадров достигает 62% и 82% соответственно. Самое интересное, что частота кадров в игре на таких надстройках выше, чем на faster, но, возможно, так происходит из-за того, что энкодер перегружен, в результате чего на игру выделяется чуть больше мощностей процессора.

Один из способов повышения производительности — ограничение частоты кадров в игре. Можно поставить 60, так как на трансляции все равно действует лимит на 60 кадров в секунду. Но даже с ограничением дела не становятся лучше: у надстройки fast всё ещё наблюдается падение числа кадров на 9%, а у faster вообще нет просадок, хотя и проявилось незначительное падение до 40 кадров. Единственный способ стабильно использовать fast в данном случае — снизить настройки графики и попробовать ещё раз, но, увы, эта статья не про оптимизацию Assassin’s Creed под трансляцию с нашим железом.

Во второй части исследования будет интересно разобраться в том, как покажут себя другие процессоры. Но в этой части 8700K, популярный игровой процессор высокого уровня, показал примерную ситуацию с трансляцией игры, которая крайне требовательна к процессору и видеокарте. Тем не менее, процессоры похуже, особенно малоядерные от Intel, в основном будут нормально работать на надстройке veryfast.

А вот менее зависимая от процессора Forza Horizon 4 — интересный случай, поскольку программное кодирование процессора выдаёт производительность выше, чем аппаратное кодирование видеокарты. Это происходит, т.к. у процессора в запасе есть дополнительная мощность, которую можно использовать для кодирования, не “отъедая” производительность у видеокарты.

Надстройка veryfast x264 снизила производительность всего на 6% (если верить минимальным кадрам в секунду), но разница между veryfast и fast равнялась всего 5%, несмотря на то, что для кодирования видео на надстройке fast требовалось значительно больше мощностей процессора.

На самой трансляции мы не увидели падения числа кадров на надстройках veryfast и faster, но уже на fast можно было заметить снижение числа кадров трансляции примерно на 12%. Из-за этого она периодически шла рывками. Учитывая, что игра работала на 120 кадрах в секунду, можно запросто поставить ограничение в 60 кадров, тем самым снизив нагрузку на процессор. С подобным ограничением, надстройка fast в итоге работает уже без падения числа кадров трансляции. Кроме того, это ограничение дает нам возможность опробовать medium, но даже с нашим процессором 8700K, наблюдалось падение числа кадров примерно на 2%, что не годится. Если мы бы планировали и дальше работать с надстройкой medium, то пришлось бы немного покопаться в настройках графики, чтобы ещё сильнее снизить нагрузку на процессор.

Предварительные итоги

По итогам тестирования, можно сделать несколько интересных выводов. Мы узнали, что кодирующий движок видеокарт Turing в H.264 стал не особо лучше (хотя было заявлено обратное), в сравнении с Pascal, а кодирование при помощи видеокарты всё ещё не стоит рассматривать, как вариант для стримов.

Единственный случай, когда я мог бы посоветовать NVENC — для быстрых игр на системах, которые не могут потянуть кодирование процессором на надстройках x264 faster или выше. Для менее быстрых игр стоит использовать veryfast x264 вместо NVENC. Более того, veryfast потянет большинство ПК, собранных для теоретического ведения трансляций.

Кодирующему движку видеокарт AMD, мягко говоря, нужна серьезная доработка, чтобы его вообще можно было рассматривать. Он не способен работать при нагруженной видеокарте, а когда ему всё-таки удаётся работать — качество попросту ужасно.


Фото с Techspot.com

С процессорами ситуация чуть более сложная, поскольку то, какие надстройки вы сможете потянуть, зависит от процессора и конкретной игры. На нашей системе с 8700K разброс был таков: в первом случае, мы вынуждены были использовать надстройку veryfast в тяжёлой для процессора игре, а во втором, в менее требовательной игре — уже могли использовать fast или даже medium, получая стабильные 60 кадров в секунду в хорошем качестве.

Стримерам стоит использовать, как минимум, надстройку fast, так как это первая с конца надстройка, выдающая достаточно неплохое качество при битрейте 6 Мбит/с. Пусть она и не идеальна для быстрых сцен, эта надстройка работает в разы лучше, чем faster и veryfast, при этом оставаясь более-менее доступной для средних систем. Если у вас очень мощное железо, то можно попробовать и medium, а вот более медленные надстройки лучше даже не трогать.

Хоть играть и вести трансляцию на одном ПК — это здорово, данное исследование больше подходит начинающим стримерам или стримерам с непостоянным графиком. У любого человека, ведущего трансляции профессионально или в качестве работы, должен быть второй, отдельный компьютер для записи — с хорошей картой захвата и процессором. Так снимается вся нагрузка с основного компьютера, что дает возможность использовать надстройки medium, slow и ниже, т.е. получать наилучшее качество без удара по производительности.

Мы рассмотрели оптимальные надстройки с точки зрения качества, а в следующей статье мы постараемся разобраться в том, какие процессоры способны кодировать на этих надстройках. Оставайтесь с нами!

Отличная статья для начинающих и бывалых стримеров игр на Twitch и Youtube. Тут вы узнаете как настроить OBS под GeForce RTX и добиться профессионального качества потоковой видеотрансляции на ПК.

Благодаря сотрудничеству NVIDIA и OBS вывести качество стриминга на новый уровень теперь может любой обладатель GeForce RTX. Новый GeForce-оптимизированный OBS и аппаратный кодировщик NVENC в видеокартах на архитектуре Turing позволяют добиться профессионального качества потоковой видеотрансляции на одном ПК.

Для достижения наилучшего качества популярным игровым Youtube и Twitch стримерам приходится использовать второй ПК. Единственная задача которого — кодирование и трансляция видеопотока игры. Помимо второй системы стримерам также приходится тратиться на карту захвата и дополнительный комплект “клава-мыши”.

Благодаря новому кодировщику NVENC и сотрудничеству NVIDIA с OBS, теперь столь же высокое качество трансляции, как при использовании двух ПК, доступно на любой системе с GeForce RTX и GeForce GTX 16, будь то ПК или ноутбук.

Более высокая производительность на видеокартах архитектуры Turing в новом OBS

В GeForce RTX и GeForce GTX 16 интегрирован новый аппаратный кодировщик NVENC, этот отдельный блок используется для быстрого кодирования видео. С аппаратным ускорением NVENC отпадает необходимость в программном кодировании силами процессора, что позволяет уменьшить упор видеокарты в производительность процессора и приводит в конечном счете к повышению числа кадров в играх.

Так, новая версия OBS Studio 23.0 уменьшает падение производительности при стриминге на величину до 66% по сравнению с предыдущей версией приложения, делая игровой процесс более отзывчивым и приятным.

Величина падения производительности в OBS с различными кодировщиками

Величина падения производительности в OBS с различными кодировщиками

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-300×168.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками.jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-OBS-%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg" alt="Величина падения производительности в OBS с различными кодировщиками" width="807" height="451" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками.jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-300×168.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-768×429.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-500×279.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-800×447.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-600×335.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Величина-падения-производительности-в-OBS-с-различными-кодировщиками-64×36.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

Читайте также:  Nfs most wanted по локальной сети

В играх жанра “королевская битва”, таких как Fortnite, PUBG, Call of Duty: Black Ops 4 — Blackout и Apex Legends, приросты частоты кадров могут достигать внушительных 48% относительно “x264 Fast” кодирования с равным битрейтом, и 27% в сравнении с “x264 Very Fast”.

Все остальные видеокарты, начиная с архитектуры Кеплер, также выигрывают от новых оптимизаций производительности OBS, но наименьшие потери производительности и наиболее высокий уровень качества изображения будет на картах семейства Turing, ведь в этих картах самая новая и продвинутая версия NVENC.

Играй и стримь в максимальном качестве с GeForce RTX и GeForce GTX 16

Карты семейства Turing на 15% более эффективны при H.264 кодировании (требуют на 15% меньшего битрейта для достижения того же уровня качества), чем карты поколения Pascal.

А это значит, что на картах Turing можно стримить с более высоким качеством по сравнению с программным x264 Fast кодированием, качество изображения аналогично значительно более ресурсоемкому x264 Medium.

Сравнение качества изображения при одинаковом битрейте по пиковому отношению сигнала к шуму

Сравнение качества изображения при одинаковом битрейте по пиковому отношению сигнала к шуму

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-300×162.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму.jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BA-%D1%88%D1%83%D0%BC%D1%83.jpg" alt="Сравнение качества изображения при одинаковом битрейте по пиковому отношению сигнала к шуму" width="807" height="435" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму.jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-300×162.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-768×414.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-500×270.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-800×431.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-600×323.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-изображения-при-одинаковом-битрейте-по-пиковому-отношению-сигнала-к-шуму-64×34.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

На скриншотах ниже хорошо видно насколько лучше по качеству ускоренное кодирование на картах Turing, чем программное кодирование x264 Fast на CPU.

Сравнение качества кодирования

Сравнение качества кодирования

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-300×149.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования.jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg" alt="Сравнение качества кодирования" width="807" height="401" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования.jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-300×149.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-768×382.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-500×248.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-800×398.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-600×298.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-64×32.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

Обратите внимаение, что текст четче на картинке NVIDIA RTX, края и детали моделей также намного четче и лучше сохранены при аппаратном кодировании на картах Turing.

Сравнение качества кодирования

Сравнение качества кодирования

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-300×149.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2.jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2.jpg" alt="Сравнение качества кодирования" width="807" height="401" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2.jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-300×149.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-768×382.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-500×248.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-800×398.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-600×298.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-2-64×32.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

Сравнение качества кодирования

Сравнение качества кодирования

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-300×149.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3.jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-3.jpg" alt="Сравнение качества кодирования" width="807" height="401" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3.jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-300×149.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-768×382.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-500×248.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-800×398.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-600×298.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сравнение-качества-кодирования-3-64×32.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

Twitch рекомендует использовать по меньшей мере 6000 кбит/с битрейт для стриминга в 1080p с 60 кадрами. Но если ваше интернет подключение не справляется одновременно с игровым и видео трафиком, повышенная эффективность кодирования карт семейства Turing будет весьма кстати и позволит вам понизить битрейт без значительных потерь качества.

Требования к ПК

Требования для наилучшего качества стриминга:

  • GPU: видеокарта серии GeForce RTX, либо GTX 16
  • OS: 64-bit Windows 10, with October 2018 Update (version 1809, или новее)
  • SW: OBS Studio 23.0

Требования для стриминга:

  • GPU: видеокарта GeForce GTX на архитектуре Kepler, Maxwell, Pascal
  • OS: 64-bit Windows 10, with October 2018 Update (version 1809, или новее)
  • SW: OBS Studio 23.0

Настройка OBS

Перейдем к настройкам OBS.

Для начала вам потребуется скачать и установить последнюю версию OBS — https://obsproject.com/download

После установки, откройте OBS и пройдите в настройки, выберите раздел “Output” как на изображении ниже.

Настройки OBS, раздел «Output»

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-300×187.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output».jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8-OBS-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB-%C2%ABOutput%C2%BB.jpg" alt="Настройки OBS, раздел «Output»" width="807" height="504" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output».jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-300×187.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-768×480.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-500×312.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-800×500.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-600×375.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Output»-64×40.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

В ниспадающем меню “Output mode” выставьте “Advanced”.

В меню “Encoder” необходимо выставить “NVIDIA NVENC H.264 (new)”.

Опция “Enforce streaming service encoder settings” должна быть выключена.

Для Twitch и Youtube в меню “Rate Control” рекомендуем воспользоваться опцией CBR — постоянный битрейт.

Значение “Bitrate” не должно превышать 75% от пропускной полосы вашего интернет канала, проверить который вы можете по ссылке — https://www.speedtest.net/ru

Например, если у вас 8 мбит/с интернет подключение, битрейт должен быть не выше 6000 кбит/с.

Для Twitch и Youtube настройка “Keyframe Interval” должна быть равна “2”.

Для настройки Preset мы рекомендуем выставить максимальное качество — “Max Quality”, если в процессе стриминга наблюдается дерганый видеоряд, то настройку можно понизить до высокого качества.

Настройка “Profile” определяет качество кодирования H.264 и должна быть всегда выставлена на “High”.

Настройка “Look ahead” может улучшить качество кодирования на видеоконтенте с медленным движением камеры, но для стриминга лучше оставить эту опцию выключенной.

Настройку “Psycho Visual Tuning” лучше оставить включенной, т.к. она снижает число графических артефактов и уменьшает блочность.

Число “B-frames” лучше оставить на “2”, эта настройка существенно увеличивает качество изображения, но вместе с тем растут и требования к пропускной способности канала.

Далее разберемся с разрешением и частотой кадров трансляции.

Переключитесь на раздел “Video” настроек, см. изображение ниже.

Настройки OBS, раздел «Video»

" data-medium-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-300×187.jpg" data-large-file="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video».jpg" src="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8-OBS-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB-%C2%ABVideo%C2%BB.jpg" alt="Настройки OBS, раздел «Video»" width="807" height="504" srcset="https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video».jpg 807w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-300×187.jpg 300w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-768×480.jpg 768w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-500×312.jpg 500w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-800×500.jpg 800w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-600×375.jpg 600w, https://gamecaste.ru/wp-content/uploads/2019/03/Настройки-OBS-раздел-«Video»-64×40.jpg 64w" sizes="(max-width: 807px) 100vw, 807px" />

Настройка “Base (Canvas) Resolution” должна соответствовать разрешению, выставленному в игре.

Настройка “Output (Scaled) Resolution” должна быть равна или ниже “Base (Canvas) Resolution”. На настройку влияет пропускная способность вашего канала и выставленный битрейт. Высокое разрешение при низком битрейте будет приводить к высокой блочности видео, поэтому рекомендуем тщательно подбирать оба параметра — “Output (Scaled) Resolution” и “Bitrate”.

То же самое касается настройки “Common FPS Values”, которая также зависит от пропускной способности канала, битрейта и разрешения видео. Для оптимального качества лучше ознакомиться с рекомендациями Twitch и Youtube:

Ниже список рекомендуемых настроек разрешения и частоты кадров в зависимости от выставленного битрейта:

Если битрейт ниже 3500 кбит/с, разрешение должно быть равно 720p, частота кадров — 30.

Для битрейта от 3500 до 5500, разрешение должно быть равно 720p, тогда как частоту кадров можно увеличить до 60.

При битрейте выше 6000, можно использовать 900p и 1080p разрешения с частотой кадров равной 60.

Если “Base (Canvas) Resolution” выше “Output (Scaled) Resolution”, то наиболее высокое качество изображения будет с “Lanczos (Sharpened scaling, 32 samples)” фильтром масштабирования — “Downscale Filter”.

Несмотря на наилучшее качество картинки, настройка “Lanczos (Sharpened scaling, 32 samples)” может понизить производительность в игре, в таком случае можно воспользоваться более легкой опцией бикубического масштабирования с 16 сэмплами.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Uspei.com. Пришло время для второй серии «Мамкиного стримера», и сегодня рассмотрим первоначальную настройку OBS. В прошлый раз мы собрали и потестили оптимальное оборудование для стрима в Full HD 60 FPS.

Я постараюсь максимально быстро и информативно рассказать про важные пункты, подобрать оптимальные настройки для разных компьютеров под каждый кодировщик: NVENC, x264, Quick Sync и AVC Encoder для видеокарт AMD.

У некоторых может возникнуть вопрос, почему OBS, а не Xsplit. Во-первых, OBS бесплатна. А во-вторых, менее требовательна к ресурсам ПК. И при одинаковых пресетах OBS будет загружать компьютер меньше. Давайте уже начнем!

Выбор платформы, поиск ключа потока

Для начала нам потребуется вкладка «Вещание», в которой мы выбираем платформу для стриминга. Можно выбрать Youtube, Twitch, и другие. Для мультитрансляций на несколько платформ можно использовать сервис Restream.io.

У каждого сервиса есть свой уникальный ключ потока, с помощью которого мы подключаем программу для стрима к каналу.

Чтобы его найти для Youtube, заходим в «Творческую студию» и внизу копируем «Ключ трансляции». После чего в OBS вставляем в соответствующую строку.

На Twitch ключ трансляции находится в «Панели управления», подкатегория «Канал». При необходимости его всегда можно сбросить.

Часто бывает, что на выходных серверы перегружены и стрим может подтормаживать. Поэтому предусмотрены дополнительные серверы для приема потока.

У Youtube их всего два. А для Twitch рекомендую подобрать сервер с минимальным пингом. Это можно сделать с помощью сайта Twitch Inspector, на котором можно проверить стабильность тестовой трансляции.

Перейдем к самому главному и интересному пункту настройки – «Вывод». В нем и происходит вся магия, и найти оптимальные значения вам придется на практике самим. Я же дам пару советов, которые помогут создать трансляцию в максимальном качестве при минимальной нагрузке железа.

Сразу же включаем параметр «Расширенный», чтобы получить доступ к максимуму настроек.

Стриминг через процессор кодеком x264

Для начала рассмотрим стриминг с помощью процессора через кодек x264.

Его плюсы: — высокое качество картинки на слабых ускорителях.

Минусы: — большая нагрузка на процессор с высоким битрейтом без потерь качества.

Оптимальное разрешение для стрима – 1920 на 1080 точек для средних и мощных ПК. Если же у вас слабый ПК или большое разрешение не обязательно, то можно оставить 720p. При меньшем смотреть стрим будет некомфортно.

Читайте также:  Ремешок для аппле вотч

Настройка битрейтов

Управление битрейтом – рекомендую устанавливать постоянный. С ним картинка не будет периодически «сыпаться», как это было бы с VBR. Сжатие с помощью ABR позволяет установить минимальное и максимальное значение битрейта, за которые OBS не будет выходить.

Битрейт – это количество информации, которая будет передаваться за единицу времени. Так что именно этот параметр больше всего влияет на качество картинки.

Таблица рекомендуемых битрейтов для разных разрешений и настроек аудио

Однако замечу, что битрейт нужно подбирать исходя из вашей скорости интернета и качества трансляции. Учитывать нужно скорость передачи от вас на сервер (картинка speed-теста).

Вот еще одна таблица с форума для стримеров:

Учтите, что эти значения руководствуются критериями качества на youtube. Т.е. эти значения во многом соответствую не игровой тематике, а формату видеороликов, снятых на камеру.

"Супер качество" — это максимальный функциональный предел; при стриме игр смысла выставлять его особо нет, т.к. визуально качество будет практически такое же как и в "Высоком качестве".

Поэтому для игр "Низкое качество" зачастую является приемлемым. Например, на твиче считается нормальным брать битрейт 1800 для стрима в 720p — это дефолтное значение в OBS для данной платформы.

Итого, для стримов на твиче я рекомендую следующий битрейт:

240p 500
360p 700
480p 1000
720p 2000 (если лагает — 1500)
1080p 3500

АПДЕЙТ: Твич повысил максимальный битрейт с 3500 до 6000. Так что если у вас мощный комп, можно смело ставить, например, 720 в 60фпс с битрейтом 5к

Также важно понимать, что выбор битрейта зависит от конкретной игры. Если вы играете в пиксельную игру вроде Realm of the Mad God, большой битрейт погоды не сделает, т.к. сама игра не блещет графикой. Также высокое качество картинки не важно в статичных играх вроде Hearthstone, где большинство зрителей и так в курсе какая карта что делает.

Мой личный выбор для большинства игр — битрейт для youtube:
720p (разрешение 1280×720), 30 фпс — 2500
1080p (разрешение 1920×1080), 30 фпс — 4300

Регулировка интервала между ключевыми кадрами может улучшить качество картинки и более эффективно использовать выбранный битрейт. Ключевой кадр кодируется полностью, следующий за ним содержит только отличия от ключевого, третий – отличия от второго и так далее до следующего ключевого кадра.

Для не слишком динамичных игр интервал можно повысить, поскольку там картинка кардинально и быстро не меняется. Для динамичных больше одного ключевого кадра в 3 секунды ставить не рекомендую – картинка будет сильно замылена.

Предустановка использования ЦП отвечает за нагрузку процессора и качество картинки. Если процессор мощный, то можно повысить параметр, получив более качественную картинку.

И наоборот, если машина не справляется со стримом и игрой одновременно, то стоит понизить использование ЦП, чтобы видео было плавнее. Рекомендуемое значение для слабых и средних процессоров «Veryfast».

Пункт профиль напрямую зависит от вашего железа. Для более старых комплектующих желательно устанавливать main, для более новых – high. При этом потеря качества будет минимальна.

Отдельный пункт «Настройка» под профилями — это некая оптимизация для вашей трансляции. Рекомендую устанавливать параметр нулевой задержки, который как раз и предназначен для потокового видео.

Настройка стрима через видеокарту и кодек NVENC H.264

Теперь рассмотрим настройки трансляции через NVENC H.264 кодек для видеокарт NVIDIA. Особых отличий здесь нет. Всё та же строчка с битрейтом, пресетами и профилями.

Пресеты здесь уже обозначены по-человечески, и из названия можно понять, как повысить качество картинки и как снизить нагрузку на видеокарту. Однако параметр уровень (чего?) – это уже более точная поднастройка, куда нам, нубам, пока еще лезть рано. Поэтому оставляем его в режиме «авто».

При использовании двухпроходного кодирования качество картинки улучшится, но нагрузка на GPU возрастет. Но это адекватная цена, поэтому ставим галочку.

Если ты мажор и у тебя несколько видеокарт в SLI, то в следующем пункте GPU устанавливай значение «один» для двух видеокарт, значение два – для трех и тд. Если у тебя только одна видеокарта, то оставляй значение «ноль».

Использование B-кадров означает, что данный кадр ссылается на два соседних – предыдущий и следующий. Это ускоряет отрисовку и снижает нагрузку на железо. Оставляем значение в 2.

Стриминг через видеокарты AMD AVC Encoder

Стриминг через видеокарты AMD. Здесь есть тоже свои пресеты, в которых достаточно поменять битрейт на желаемый под ваше разрешение.

Если перейти в режим просмотра «Эксперт», то можно максимально детально настроить кодер под свои нужды. Однако я на этом заострять внимание не буду, так как, во-первых, это растянет видео на час, а во-вторых – мало кто использует видеокарты AMD для стриминга.

Quick Sync

Также есть возможность кодирования трансляции через Quick Sync и встроенного видеоядра в процессоры Intel. Однако качество будет ниже среднего, хоть и снизится основная нагрузка на процессор.

Для включения технологии необходимо зайти в BIOS и изменить пункт мульти-монитора в разделе встроенного видеоядра на Enable. На разных материнских платах название может отличаться. Далее настройка аналогичная как для стриминга через процессор.

Настройки аудио

Следующий пункт – «Аудио». Здесь вы можете подключить несколько аудио устройств для воспроизведения в трансляции, выбрать качество, определить количество каналов, задать задержку включения и выключения микрофона.

Аудио битрейт для стрима должен также отличатся в зависимости от вашего разрешения, иначе звук может лагать. Рекомендую следующие значения аудио битрейта:

240p (426 x 240) — 32 kbps (mono)
270p (480×270) — 40 kbps (mono)
360p (640×360) — 48 kbps
480p (854×480) — 64 kbps
540p (960×540) — 96 kbps
720p (1280×720) — 128 kbps
1080p (1920×1080) — 128 kbps

При стриминге на низких разрешениях (до 720) можно попробовать и более высокий аудиобитрейт, экспериментируйте.

Дополнительные настройки видео

В разделе «Видео» задается нативное разрешение экрана, выходное разрешение для трансляции и определяется максимальное значение FPS.

Фильтр масштабирования – очень полезная функция. Объясню, чем отличаются методы и какой лучше подобрать под ваш компьютер.

Первый метод — билинейный. Он подходит для слабых компьютеров и среднего качества трансляции. Картинка будет немного замылена, особенно в динамических сценах. Но потребляемые ресурсы будут значительно меньше.

Второй метод – бикубический. Его стримеры используют чаще всего. Оптимальное сочетание нагрузки и качества изображения.

Третий и самый ресурсозатратный метод – Ланцоша. Качество трансляции будет максимальным, как и нагрузка на ПК. Не рекомендую использовать с процессорами слабее Ryzen 5 1400, Intel Сore i5 6400 и видеокартах младше GTX 1060 с 6 GB.

В разделе «Горячих клавиш» можно задать комбинации или отдельные бинды на быстрое включение определенных функции или смены сцен трансляции.

В «Расширенных настройках» советую поставить приоритет процесса на высокий, чтобы фоновые обновления или другой софт не занимали необходимые ресурсы. Цветовой формат, пространство и диапазон лучше не трогать.

Настройка первого стрима

Теперь создадим нашу первую сцену с игрой и нашей веб-камерой. Для начала слева внизу нажимаем на плюс и создаем первую сцену.

Правее находятся источники, которые мы будем постепенно заполнять.

Начнем с добавления игры, которую будем транслировать. Нажимаем в источниках «плюс», выбираем «Захват игры».

В пункте «Режим» ставим «Захват отдельного окна».

В будущем при выведении чата на экран это поможет его отобразить на трансляции. В пункте «Окно» выбираем уже запущенную на фоне игру и нажимаем «ОК».

Далее нам необходимо добавить веб-камеру. В источниках выбираем пункт «Устройства захвата видео» и откроется окно настройки. Выбираем устройство, выставляем желаемое разрешение и количество FPS для вашей камеры.

В основном окне OBS задаем размер и расположение картинки с веб-камеры. При зажатом ALT можно кадрировать картинку.

Теперь добавим в источники свой микрофон. Там же в плюсике "Источники" выбираем «Захват входного аудиопотока», из выпадающего списка находим микрофон и подтверждаем. Если сильно фонит и захватывает все посторонние шумы, воспользуйтесь фильтрами и шумоподавлением, как показано в видео.

Каждому придется подбирать настройки самостоятельно, поскольку микрофон микрофону рознь. И не забудьте отключить лишние источники аудио, иначе будет неприятное эхо.

Базовые настройки для создания первой трансляции я вам рассказал. В следующий раз я объясню, как подключить донат-систему, отобразить чат и покажу интересные программы для интерактива на ваших стримах.

Программа для мониторинга системы – https://fpsmon.com/ru/

До встречи! Успевайте всё и всегда на страницах блога Uspei.com

Помоги проекту — подпишись на наш Яндекс.Дзен канал!

Ссылка на основную публикацию
Чем открывать jar файлы
Файл формата JAR открывается специальными программами. Чтобы открыть данный формат, скачайте одну из предложенных программ. Чем открыть файл в формате...
Функция overdrive в мониторе
Технология компенсации времени отклика LCD-матрицы, известная как Overdrive (у каждого производителя она имеет свое фирменное название) обеспечивает существенное ускорение переключения...
Функция еош в excel
Всем добрый день! Эта статья посвящается вопросу, как можно избавится от ошибки в результате вычисления, так как это делает функция...
Чем открываются файлы dwg
Please try the following: Make sure that the Web site address displayed in the address bar of your browser is...
Adblock detector